Результат прыжка с шестом в основном зависит от того количества кинетической энергии, которую приобретет прыгун во время разбега и отталкивания, от того, насколько правильно и точно будет передана эта энергия в упругую энергию шеста, и насколько эффективно будет действовать спортсмен во время опорной части и полета через планку. Прямо пропорциональная зависимость приобретенной энергии от скорости спортсмена говорит о первостепенной важности этого компонента. Исследования А. Малютина (1974), В. Ягодина (1982) и проведенные в последние годы обследования соревновательной деятельности прыгунов с шестом подтверждают вывод о том, что существует тесная связь между результатом прыжка и средней скоростью разбега (последние 5 или 10 м) при равномерном увеличении темпа беговых шагов (последние 3 шага).
Обучение прыжку с шестом
Еще в 1950 г. В. Дьячков определил, что возможную высоту прыжка с шестом в основном обусловливает скорость разбега, создающая определенный запас энергии. Однако он подчеркивал, что скорость разбега должна соответствовать уровню технического мастерства юных спортсменов и повышаться только по мере его роста. Справедливость этого вывода подтверждена уже многими поколениями прыгунов. Эти закономерности нужно учитывать не только при подготовке юных прыгунов в период освоения техники, но и при планировании подготовки мастеров высокого класса, поскольку в зависимости от уровня развития качеств спортсмена осуществляется техническая работа. Дальнейшее развитие этот вывод получил в работах И. Никонова и В. Ягодина.
По мнению В. Дьячкова, разбег и отталкивание являются основными звеньями в прыжке. Эффективное освоение этих фаз составляет главную задачу обучения и совершенствования прыжка с шестом. Автор разработал комплекс технических упражнений для обучения прыжку с шестом («лестница подводящих упражнений»).
Тему обучения прыжку с шестом продолжили И. Шустер (1958) и С. Левинштейн (1963). Они определили оптимальный возраст для начала обучения прыжку с шестом — 13—14 лет. Юные прыгуны не в состоянии освоить правильную технику прыжка с шестом сразу, отмечает И. Шустер, однако можно освоить такие фазы как разбег, вход, маховое движение, начиная обучение с общеразвивающих и подводящих упражнений. Те упражнения, которые из-за недостатка физических качеств не могут быть освоены правильно, необходимо применять в облегченных условиях. Для того чтобы освободить время тренировки для развития необходимых физических качеств, которые в основном тормозят становление правильной техники, С. Левинштейн рекомендует техническую подготовку планировать только в весенне-летний период (первые 2 года обучения).
В. Степашин (1974) считает, что большей эффективности обучения подростков 11 —12 лет прыжку с шестом будет способствовать применение средств и методов, направленных на развитие двигательной чувствительности, и воспитание способности представлять свои движения. По его мнению, при исполнении прыжка спортсмены (более 60 % случаев)'допускают ошибки в точной оценке положения звеньев тела в пространстве (несоответствие объективных характеристик субъективным ощущениям). Чем выше развита у спортсмена двигательная чувствительность в элементарных движениях, тем точнее он будет и в сложных. При воспроизведении заданной амплитуды движений юные спортсмены (11—14 лет) ошибаются в 80 % случаев. Применение в процессе обучения прыжку полного или частичного выключения зрения в подводящих упражнениях и в прыжках с шестом позволяет значительно повысить двигательную чувствительность и точность пространственных представлений о прыжке.
Применению тренажеров и технических средств при обучении прыжку с шестом посвящена работа Б. Савиных (1982). Наиболее важными параметрами для срочной информации при обучении прыжку с шестом оказались: максимальная скорость разбега на последних шагах и оптимальная форма и амплитуда усилий при взаимодействии спортсмена с опорой (вертикальное и горизонтальное давление на ящик для упора шеста). Опыт тренеров и проведенные исследования подсказывают вывод о том, что биодинамическая структура двигательных навыков в режиме будущей деятельности юных спортсменов должна сформироваться еще до этапа спортивного совершенствования.
Техника прыжка
Исследуя взаимосвязи факторов разбега и отталкивания в прыжках с шестом, А. Малютин детально изучил основные характеристики максимально быстрого бега и бега с шестом и установил, что оптимальный угол несения шеста равен 70°, скорость опускания шеста во второй половине разбега достигает 3,5—3,0 м/с. Скорость последних 4—6 шагов разбега имеет высшую связь с увеличением темпа (0,70). Достижение наивысшей скорости разбега за 7,5 м до отталкивания приводит к ее снижению на последних двух шагах. Разницу между скоростью максимально быстрого бега и бега с шестом (1,02±0,16 с) можно существенно сократить путем применения в тренировке большого объема бега по разбегу с отталкиванием.
Структурно-ритмическую организацию разбега прыгунов высокого класса исследовал также И. Фельд (1974). Он определил, что неуклонное повышение темпа беговых шагов в разбеге позволяет повышать надежность двигательных действий прыгуна и эффективно использовать скорость разбега при повышении хвата на шесте и жесткость шеста. Повышение хвата на шесте (при прочих равных условиях) увеличивает и время движения системы «прыгун-шест», что требует увеличения времени выполнения маха путем уменьшения темпа последнего шага (не теряя его скорости). Автором зафиксирована средняя скорость на последних двух шагах разбега у сильнейших прыгунов с шестом 9,15 м/с. В настоящее время максимальное значение скорости разбега сильнейших спортсменов находится на уровне 9,5 м/с.
Тренировка
В результате исследований Г. Грецова (1974) были получены данные, характеризующие уровень и возрастную динамику развития абсолютной и относительной силы у юных прыгунов с шестом и у не занимающихся спортом. У детей 13—15 лет больших различий обнаружено не было. Наиболее значимые преимущества в силовой подготовленности были отмечены у спортсменов 16—17 лет. Педагогический эксперимент подтвердил, что наиболее эффективно применять в недельном цикле подготовки по две силовые (два повторения специально силового комплекса упражнений на занятии) и специальные гимнастическо-акробатические тренировки (30 % времени основной части занятий). Здесь не берутся в расчет остальные виды подготовки.
А. Ходыкин (1975) разработал систему поэтапного применения скоростно-силового комплекса упражнений в четырехлетием цикле. Автором были доказаны преимущества комбинированных упражнений с отягощением и «ударного» метода тренировки, что позволило спортсменам экспериментальной группы повысить квалификацию от III разряда до кмс (с 16 до 20 лет).
Поурочная программа для 1—4-го годов обучения разработана В. Ягодиным и О. Чугуновым («Легкая атлетика», 1982, № 6).
Возросший уровень спортивных достижений уже не позволяет тренироваться как это было 10 и даже 5 лет назад. Для того чтобы выйти на рекордный уровень результатов, спортсмену теперь необходимо достичь высочайшего уровня развития физических качеств и спортивного мастерства, который достигается только через увеличение тренировочного воздействия на организм. На повестку дня выходит проблема оптимизации тренировочного процесса, позволяющая найти резервы для дальнейшего роста рекордов. Исследования последних лет показали, что еще достаточно много работы спортсмены делают с низким КПД, часто отмечается методически неоправданное распределение средств тренировочной и соревновательной нагрузки, иной раз много времени тратится на ненужную работу, а техническая работа выполняется в зоне, уступающей планируемому результату более чем на 50 см.
Одним из решений данной проблемы является рациональное распределение основных средств подготовки в годичном цикле, составление ее программы и методов управления. Этой цели посвящена работа И. Мироненко (1982).
Целью диссертационной работы В. Чугунова (1979) явилось .исследование эффективности построения этапа непосредственной предсоревновательной подготовки в прыжках с шестом. Было выявлено, что 82 % спортсменов (мс, мсмк) не удается демонстрировать лучшие результаты в заранее известные сроки главных соревнований. Продолжительность периода «высшей спортивной формы» около 5 недель, и нельзя рассчитывать на стабильные выступления в течение 15 недель, поэтому необходима тренировка в развивающем режиме (2, 3, 4-й микроциклы).
Эффективный план построения непосредственной предсоревновательной подготовки составляет 8 недель — 8 микроциклов: 1-й — разгрузочный, 2, 3, 4-й — комбинированные, 5-й — модельно-соревновательный, 6—7-й — комбинированные и 8-й — подводящий. Количество прыжков на этом этапе должно быть около 200, причем половина из них на жестких шестах. Устойчивость выполнения прыжков должны обеспечить не менее 6 прыжковых тренировок в стандартных условиях. За 10 дней до старта количество прыжков на уровне 2 % зоны от лучшего результата в среднем не должно превышать 10. На заключительном этапе тренировку на жестком шесте целесообразно проводить один раз в недельном цикле.
Педагогический контроль
Исходя из данных, приведенных в табл. 1, можно выделить достаточно надежные и объективные тесты для оценки уровня подготовленности прыгунов с шестом на различных этапах подготовки. Однако в связи с требованиями современной теории и практики для определения этапного состояния специальной физической подготовленности прыгунов с шестом высокой квалификации (результат 5 м и выше) были выделены следующие контрольные упражнения:
бег 50 м с высокого старта, контролируя последние 10 м фотоэлектронным устройством (для показателя скорости в максимально быстром беге);
тройной прыжок с места;
свободный прыжок вверх (по Абалакову);
жим штанги лежа (в % от веса спортсмена);
сгибание туловища (суммарный показатель силы сгибателей туловища), сгибание туловища на наклонной (45°) доске, где контролируется время 10 сгибаний с отягощением 15 % от веса спортсмена;
тяга штанги из-за головы на возвышении 20 см (в процентах от веса спортсмена).
Для того чтобы правильно ориентироваться в результатах контрольных упражнений, показанных спортсменами, существуют нормы для каждого уровня результата в прыжке, на который рассчитывает выйти спортсмен (см. статью И. Никонова, «Легкая атлетика», 1982, № 8).
Наряду с этапным контролем специальной физической подготовки создана система контроля за уровнем технической подготовленности прыгунов с шестом. В нее входят:
показатели разбега: бег 20 м с шестом с ходу, время пробегания последних 10 м разбега в прыжке на тренировке или соревнованиях (фиксирует-: ся фотоэлектронным устройством);
показатель постановки шеста и отталкивания: угол сгибания левой (нижней) руки в локтевом суставе;
показатель выполнения маха — группировки;
показатели выполнения поворота;
показатели перехода планки.
Параметры данных тестов также распределены по уровням результатов в прыжке с шестом (И. Никонов, 1982). Эффективность выполнения системы комплексного педагогического контроля за подготовкой спортсменов зависит от того, насколько точно и оптимально оно вписывается в годичный цикл подготовки. В табл. 2 приведен один из вариантов такой схемы управления для прыгунов высокой квалификации, разработанный автором.
Важным помощником в работе тренера является текущий педагогический контроль за состоянием спортсмена, за степенью переносимости нагрузки. Одним из наиболее простых и надежных способов определения функционального состояния нервно-мышечного аппарата прыгуна является прыжок вверх, замеренный по конструкции В. Абалакова (или другим аналогичным способом). Этот тест, проводимый регулярно 1—2 раза в определенные моменты микроцикла, даст объективную информацию тренеру и спортсмену о состоянии нервно-мышечного аппарата (В. Дьячков, 1963).
С точки зрения управления тренировочным процессом тренеру необходимо учитывать:
1) фактически выполняемую тренировочную работу, ее количественные и качественные показатели;
2) реакцию организма на выполняемую работу (объективные и субъективные показатели);
3) динамику спортивных результатов;
4) динамику показателей отдельных сторон физической, технической и психологической подготовки (методика этапного тестирования).