Тренировка чемпиона мира в толкании ядра польского атлета Э. Саруля основана на учете его физиологических, психологических и других качеств. Ее основополагающим принципом является творческое отношение атлета и тренера к процессу спортивной подготовки.
Тренировочный план Саруля в значительной степени находится в соответствии с современной моделью подготовки. В то же время тренер и спортсмен освободились от схем, используемых большинством атлетов при построении круглогодичной тренировки, в особенности развития силы.
Тренировка чемпиона мира очень сложная система. Во многих аспектах она достаточно сложна для исчерпывающего изложения. Впрочем, вот как сам спортсмен оценивает свою подготовку. Приведем выдержки из интервью чемпиона мира, опубликованного польским журналом «Легкая атлетика».
— Большинство моих ровесников,— рассказывает Саруль,— с раннего возраста специализировавшихся в толкании ядра, уже не занимаются спортом, хотя когда-то они были намного сильнее меня. Уверен, что смог поднять свое мастерство так высоко потому, что не спешил с началом узкой специализации. Я очень поздно приступил к силовым тренировкам.
Систематические занятия я начал в возрасте восемнадцати лет, перейдя в клуб «Гурник Забже». Прежде бывал на сборах юниоров и там имел возможность ознакомиться с секретами тренировки: но это была недостаточная помощь. Используя опыт сборов, я совершенствовал планы тренировки. После перехода к тренеру Александру Дашкевичу началась интенсивная подготовка. Для меня изменения были очень ощутимыми. Прежде я тренировался несколько раз в неделю. Это была игра в спорт. А теперь надо было тренироваться четыре-пять часов ежедневно.
— Что бы вы посоветовали молодым, начинающим метателям?
— Прежде всего не следует начинать со специальной тренировки. Лучше всего начинать с бега, прыжков и спортивных игр. Благодаря им можно получить всестороннее развитие. В специальной подготовке в первую очередь стоит заняться разучиванием передовой техники. Позже, когда больше внимания будет уделяться силе, на технику останется меньше времени. Интенсивную силовую подготовку, по моему опыту, полезно начинать после 20-летнего возраста. Это, конечно, не означает, что раньше вообще не нужно выполнять силовую работу, но количество упражнений и вес должны быть малыми и средними. Я приступил к типичной силовой тренировке в возрасте 21—22 лет. Но у меня нет оснований назвать свои нынешние занятия по развитию силы ро-настоящему интенсивными, так как мои результаты в наиболее характерных для метателей упражнениях значительно ниже достижений ведущих атлетов. В полуприседе со штангой показываю 275 кг, а в жиме лежа — 182 кг, тогда как американец Лаут в этих упражнениях показал соответственно 300 и 250 кг. Подобные результаты имеют и другие метатели.
Можно сделать неопровержимый вывод, что в толкании ядра сила не является самым важным фактором. Ведь я сумел выиграть у таких силачей.
Чаще всего придерживаюсь установленного тренером плана тренировки (количество серий и повторений в сериях). Но в зависимости от самочувствия могут быть изменения. Я настолько чувствую реакцию организма, что могу определить момент, когда необходимо снизить нагрузку или даже не выполнять какое-то упражнение. Поэтому избежал травм, возникающих при перегрузке организма. Нужно уметь сказать себе «Стоп! На сегодня достаточно». Избегаю сам и советую другим не применять изометрические упражнения и другие упражнения, выполняемые с ограниченной амплитудой движения. Такие упражнения отрицательно влияют на мышцы и увеличивают опасность их повреждения при метании облегченных снарядов.
— Как вы развиваете силу в отдельные тренировочные периоды?
— В подготовительном периоде провожу силовую подготовку четыре раза в неделю. В первых двух упражняюсь с тяжелой штангой, в двух следующих — с малым весом и максимальной скоростью. Например, выполняю рывок с дожимом в пяти повторениях в серии на время. В зимнем периоде обычно выполняется несколько серий со средним весом и затем несколько с близким к максимальному. В предстартовом периоде значительно меньше упражняюсь со средними весами. Обычно после разминки приступаю к упражнениям с высокой нагрузкой и часто пытаюсь превысить личные достижения в отдельных упражнениях. В соревновательном периоде провожу одну тренировку в неделю с максимальными весами и в двух оставшихся использую веса в 60—80 % от личного рекорда, обычно выполняю с максимальной скоростью три повторения.
За три дня до соревнований, как правило, имею контрольную силовую тренировку. Ее целью является максимальное возбуждение мышц. За день до соревнований выполняю очень легкую, возбуждающую силовую тренировку, перед которой несколько раз толкаю ядро. Такая тренировка укрепляет меня психологически дает возможность определить уровень спортивной формы.
— Что вы можете сказать о тренировке скоростных качеств?
— В настоящее время очень мало занимаюсь тренировкой беговой скорости, тогда как специальная скорость является ведущим фактором моих успехов. Большинство метателей удивляет моя подготовка. Ее отличает метание облегченных ядер, даже четырехкилограммовых. Ядро 7,26 кг толкаю только на соревнованиях. Утяжеленным ядром вообще не пользуюсь. Чаще всего работаю со снарядом весом в 5 и 6 кг. Ядро 7,26 толкаю только из различных исходных положений. В каждой тренировке таких бросков около 30. Они служат разминкой. Для толчков со скачка использую только облегченные ядра. Я исхожу из того, что при толкании со скачка на фоне тяжелой тренировочной работы, когда чувствую себя несколько усталым, не могу развить необходимую высокую скорость движения. Поэтому, чтобы скорость движения была близкой к соревновательной, в зависимости от самочувствия использую ядра весом 5 и 6 кг. В подготовительном периоде на одной тренировке в среднем я толкаю 20 раз с места и 40 со скачка. В предсоревновательном периоде толчков значительно меньше, но они намного технически совершенней. Надо подчеркнуть, что независимо от веса ядра стремлюсь толкать с такой же техникой, как и «семерку» на соревнованиях.
— Каковы ваши рекорды в толкании облегченных ядер?
— За три дня до соревнований на первенстве мира в Хельсинки четырехкилограммовое ядро толкнул на 28,40, ядро в 5 кг толкал на 25,80, 6 кг толкаю ненамного дальше, чем 7,26.
— Как вы совершенствуете двигательную координацию?
— Это очень важное качество. Раньше я выполнял много упражнений, но теперь занимаюсь-только специальной технической координацией. Такая тренировка состоит из выполнения элементов толчка из различных исходных положений, например с колен или с полумоста, и т. п. Много времени уделяю совершенствованию плохо освоенных элементов, а также наиболее важных, значимых для результата. Суть многих упражнений состоит в том, что данный элемент выполняется в затрудненных условиях, позволяющих лучше прочувствовать его сущность. Это могут быть специально придуманные положения.
— Что вы можете сказать о главных особенностях своей техники?
— Мне ее очень трудно «схватить», это очень субъективное чувство. После тщательной концентрации перед толчком чувствую движение как в его целостной динамической структуре, так и отдельные фазы. После каждого толчка чувствую, какую ошибку совершил. Думаю, что самое важное — это «чувство ядра», когда оно есть, тогда удается вложить в толчок всю силу. Некоторые метатели внутреннее чувство техники считают делом второстепенным, главное внимание уделяют силе. Они убеждены, что если станут сильнее, то ядро полетит дальше, а если сила падает, то и результат должен автоматически уменьшаться. У меня наоборот. Бывает даже» когда сила на высоком уровне, а ядро не летит. Я его не чувствую. Только позднее, когда сила, измеряемая результатами в упражнениях со штангой, несколько снижается, начинаю чувствовать ядро на каждом отрезке пути воздействия на снаряд. И тогда появляются результаты. Думаю, что в толкании ядра нужна несколько иная сила, чем приобретенная в занятиях со штангой.
— С какими техническими элементами у вас наибольшие затруднения?
— В первые годы занятий наибольшие трудности были со скачком. Я не «чувствовал» за плечами бруска. Теперь же испытываю трудности с началом скачка. Я начинаю слишком «коротко», при сходе на правую ногу недостаточно выхожу за периметр круга, чтобы увеличить путь воздействия на снаряд. Может, это потому, что у меня слишком слабые ноги. Кроме того, у меня часто опущен локоть в фазе толчка и я пока не знаю, в чем причина.
— Какой должна быть техническая подготовка у начинающих?
— Молодой спортсмен должен толкать прежде всего легкое ядро весом 4—5 и даже 3 кг. При использовании такого ядра легко усвоить правильный ритм, а также овладеть выполнением отдельных технических элементов. Помню, что в начале моих занятий ядро весом 5 кг казалось мне слишком тяжелым, к сожалению, более легких ядер у меня тогда не было. Наибольшие трудности молодые метатели испытывают при переходе в старшую возрастную группу и утяжелении в связи с этим веса ядра. Часто тогда нарушается техника и появляются различного рода ошибки. Думаю, что при переходе из категории юношей в юниоры не следует автоматически и в тренировке переходить на тяжелые ядра. Это нужно делать постепенно, по мере роста силовых возможностей.
— Что вы думаете о планировании тренировки?
— Тренировка всегда детально планируется, но план должен быть гибким. Его приходится неоднократно изменять или уточнять в зависимости от самочувствия и даже условий тренировки. План должен основываться на конкретных возможностях атлета и обстоятельствах его подготовки. Недопустима тренировка по планам, подсмотренным у других метателей или переписанным из учебников. Самым важным является непрерывность тренировки, и с этой точки зрения план — это закон. Если запланировано в неделю определенное количество занятий, то я обязательно их выполняю. Иногда выполняю несколько больше или меньше упражнений, чем намечено, в зависимости от самочувствия. Но пропустить тренировку могу только по болезни.
— Как вы сохраняете психологическое равновесие перед важными соревнованиями?
— Это зависит от ранга соревнований и опыта участия в таких соревнованиях. Вообще-то я не думаю о тех, с кем предстоит соревноваться и как может развернуться борьба. Думаю исключительно о том, что касается моего выступления. Думаю о технике, но так, как и на тренировке. Стараюсь не обращать внимания на поведение соперников.