Июнь в Москве. У многоборцев две интенсивные тренировки в день — утренняя и вечерняя — на разминочном поле в Лужниках. Из-за зелени деревьев поднимается массив Большой спортивной арены. Тренирующимся атлетам ее вид напоминает о многом и предупреждает их... Там Юрий Куценко на Олимпиаде четыре года назад уступил только Дейли Томпсону. А ведь все-таки был хоть и небольшой, но шанс победить. Там в прошлом году соратник Юрия по тренировочной группе Григорий Дегтярев стал первым на Спартакиаде народов СССР. И там же ему предстояло вскоре «сделать» еще одно большое десятиборье. Рядом с ними на беговой дорожке занята своим делом Светлана Филатьева. Ей двадцать лет, но в семиборье ее сумма уже 6322. Все они поочередно выслушивают наставления своего тренера Валерия Карапетова, всецело поглощенного наблюдением за движениями учеников.
А вечером после занятии мы беседуем с Карапетовым, и говорит он все больше о той стороне тренерского труда, которая внешне порой не слишком заметна за чередой тренировочных упражнений. Однако как раз от нее зависит, каким человеком войдет в жизнь атлет, поможет ли спорт проявлению лучших качеств его личности.
Не теряя цели
Карапетов признает: да, некоторые из его сегодняшних планов выглядят слишком смело. 9000 очков — фантастическая для десятиборца сумма. А он уже обдумывает, как готовить спортсмена к ее покорению. Филатьева пока еще мастер международного класса, а Карапетов поспешил наметить для нее этапы роста на несколько лет вперед к мировому рекорду и дальше. И это совсем не причуда нетерпеливого тренера.
— Григорий Дегтярев не случайно стал таким сильным, уверенно побеждает на соревнованиях, — рассказывает Карапетов, — хотя его долгое время не замечали. Считали не очень одаренным. Работаю с Григорием с 1976 года. Тогда ему было 18 лет. И уже в те годы заметил его настойчивость. Со временем перед ним раскрывался мир высокого мастерства, он стал отдавать тренировкам всего себя. Это был период, когда происходило становление черт его характера, личности. И я с радостью понял, что со мной находится атлет, которого ждут большие достижения. Увлеченность, стремление осуществить задуманное — его сильная сторона. Здесь он превосходит многих других. Все эти годы старался сделать все, чтобы не возникло у Гриши чувство близости к пределу своих возможностей. Лично я убежден, что он ныне может улучшить личные результаты во всех видах. Нельзя допускать, чтобы атлет, например, в 20 лет показав высокий результат, подумал: «Все, это моя граница, как дальше — не знаю». При таком отношении трудно будет даже удержаться на достигнутом.
В наше время человек должен с жаром бросаться в бой, ставить перед собой большие задачи. Иначе ничего не добьешься. В своих устремлениях нужно идти вперед, в неизведанное. Тогда и жизнь делается интереснее да и сам спортсмен духовно богаче, щедрее. Он должен сгорать в своем увлечении. Какая же без этого жизнь! Без этого человек себя теряет. Не скрою, есть атлеты чрезвычайно талантливые, но они не прилагают всех возможных сил в занятиях, нет у них яркой мечты. Спортивная жизнь в таких случаях используется лишь для удовлетворения личных мелких интересов. Довольствуются тем, что они члены сборной команды. Справедливости ради, скажу, что Дегтярев отвергает подобную позицию. Стараюсь привить моим ученикам сознание ответственности, которую на них накладывает звание члена сборной СССР. Незабываемым должен быть для спортсмена тот день, когда он надел впервые форму с гербом нашей страны.
В ответе тренер
— Винить ли только атлета в том, что он довольствуется достигнутым, не стремится раскрыть до конца свои способности в напряженном труде?
— В потребительском отношении атлета к спорту большая вина его тренера, — отвечает на этот вопрос Карапетов. — К сожалению, есть тренеры, которые не ведут за собой ученика, а только держатся за его одаренность, идут за ним. Такое положение, когда тренер лишь присутствует при результате своего воспитанника, настоящего успеха не принесет. Скорее, назреет конфликт. Между ними возникают разобщенность, недоверие друг к другу. В какой-то момент у атлета появляется ощущение, что дальше он все может делать сам, без наставника. Но он ошибается. Даже на самом высоком уровне мастерства необходимо тесное сотрудничество спортсмена и тренера. Не может атлет увидеть себя так, как тренер.
Их союз должен сохраняться. Разделись они, и вскоре наступит крах. Многое зависит от того, насколько тренер воспитал в ученике правильное осознание их совместной работы. Тренер должен вести за собой своих подопечных, опережать их. Так, я всегда пытался заранее предвидеть будущие достижения Куценко, Дегтярева... и подводить к ним атлетов. Тренер в мыслях должен уходить дальше, каких бы значительных результатов ни добивался его воспитанник. Иначе новые вершины не откроются. И сейчас, после рекорда СССР в Киеве, готовлю Дегтярева на достижение уровня 8800—8850 очков.
Карапетов общается с Дегтяревым, с другими своими учениками ежедневно. Но их связь не ограничена временем тренировок. После рабочего дня они встречаются вновь и подводят итоги. Решают, где был успех, а где неудача. Обсуждают они не только сугубо легкоатлетические вопросы. Разговаривают и об отношении к спортивной жизни в целом, о жизненной позиции, которую должен занимать атлет.
— Теперь Григорий взрослый человек, — продолжает Карапетов. — Я должен общаться с ним, как со своим соратником, не иметь от него секретов. А он мне помогает. В частности, он научился прислушиваться к себе, оценивать реакцию своего организма на нагрузки. Наши усилия сливаются в одно целое. Но если бы атлет думал об одном, а я вел иную линию, к хорошему бы это не привело. От чего стараюсь предостеречь спортсменов? От появления у них чувства величия, своей исключительности. Трудно об этом говорить, но с одной моей ученицей именно такое и случилось. Мы очень быстро — за четыре года — пришли к рекордным результатам. Лечили травмы, болячки. За этот срок было две операции. Снова принимались за тренировки. И я пропустил то время, когда появилась в ней склонность к выделению своего «я». И когда пришел успех, эта черта характера проявилась еще сильнее. Признаюсь, тяжело переживал наш разрыв, считая его результатом своего недосмотра. И сегодня стараюсь, чтобы такого не произошло больше ни с кем из моих учеников.
Естественно, высокие достижения сильно воздействуют на человека. Но я объясняю, например, Григорию: в стране есть много людей, чьи заслуги ничуть не меньше твоих. Их ежедневный упорный труд на заводах, в шахтах, на полях требует больших сил и умения. Поэтому нужно спокойно относиться к своим победам, хотя они и делают тебя знаменитым. Повторю, в основе каждой конфликтной ситуации лежат упущения тренера в воспитании спортсмена. Ведь он должен управлять становлением своего подопечного прежде всего как человека, а потом уже как спортсмена. Я с удовлетворением могу сказать, что не замечал в Григории отрицательных последствий успеха. Думаю, спортивные достижения должны помочь ему стать человеком, с честью преодолеть опасные соблазны и трудности.
Эстафета знаний и традиции
Карапетов считает себя человеком, которому очень повезло в жизни потому, что его учителем был выдающийся специалист, заслуженный тренер СССР Д. П. Марков. Его воспитанница Нина Пономарева принесла нашей стране первую золотую олимпийскую медаль.
— У Дмитрия Петровича было много мировых рекордсменов, атлетов исключительных. Я был его последним учеником. Мечтал показывать высокие результаты, стал мастером спорта, но был далеко не лучшим его спортсменом. И растил он меня, как тренера, — вспоминает Карапетов. — Он учил нас таким тонкостям, о которых ныне начинают забывать. Своим поведением, подходом к жизни он показывал пример отношения к делу, к соратникам, ученикам. Он всегда умел выделить лучшие стороны спортсмена. И затем старался их раскрыть, дать почувствовать воспитаннику уверенность в себе. Успехи моих учеников — это результат эстафеты знаний, переданных мне моим учителем. Я многим обязан человеку, который меня учил. Тренер и спортсмен должны безусловно опираться на предшествующие свершения, знания, накопленные другими людьми. А в нашем десятиборье есть славные победные традиции. Вспомним блистательное выступление на Мюнхенской олимпиаде Николая Авилова и то, как Леонид Литвиненко после последнего вида смог подняться с восьмого места на второе. Это был спортивный подвиг. По современным меркам 8035 очков Литвиненко — результат не великий. Но в историю нашего спорта Леонид вошел как выдающийся атлет. Вот на такие примеры и стараюсь обращать внимание своих учеников, чтобы они считали себя продолжателями традиций нашей многоборной школы, чтобы они испытывали гордость за дела своих предшественников. Такую работу проводить необходимо, поскольку еще встречаются спортсмены, которые свои заслуги превыше всего чтят, думают только о себе. Но придет время, и жизнь поставит перед этими людьми жесткие требования. И трудно им тогда придется.
Думать о будущем
— Трудно дается атлету, к тому же еще известному, решение об уходе из спорта. Но в определенный срок он вынужден это сделать. Уйти достойно, с честью. Какую же позицию должен в данном вопросе занять наставник, столько лет затративший на подготовку спортсмена? Должен он сам открыто изложить ученику свою точку зрения? Когда это должно произойти?
— Так уже получилось, что в настоящее время Юрий Куценко, которому 32 года, приблизился к пределу, за которым трудно рассчитывать на прежние успехи. Я ему сказал: «Наступает время, Юра, подумать об окончании выступлений, закончить спортивную жизнь так, чтобы все почувствовали, ты сделал все для реализации своего потенциала. Такими соревнованиями для тебя будет чемпионат страны, а если ты пробьешься в команду, то и следующее большое состязание сезона. Но дальше есть граница. Дальше я не смогу тебе помочь. Мы будем только отнимать друг у друга силы. Твое право решать. Но, как тренер, считаю, приходит пора завершить спортивный путь. Тебе 32 года, ты уже поднимался на олимпийский пьедестал. Тогда в 1980—1981 годах был пик твоих свершений». Он пришел ко мне тренироваться в 23 года, в возрасте довольно позднем, но — богатырь с природной одаренностью. И стал яркой личностью в многоборье. Я горжусь им, как своим учеником. Горжусь, что мы смогли достойно пройти через все годы, через травмы, обидные неудачи. Но сегодня нужно исходить из реальности, и я не хочу его обманывать, создавать иллюзии. А просто жизнь при спорте унижает человека. Некоторые всеми силами пытаются подольше оставаться в ней. Они не понимают, что получают огромный урон, привыкают к приспособленчеству и пронесут это через всю дальнейшую жизнь. Это страшно. Этого нельзя допускать. Пусть поначалу будет сложнее жить. Но ты же сильный человек, ты достигал таких вершин! Неужели ты и эти трудности не одолеешь? Ты и теперь, в обычной жизни, должен пройти через все преграды и сложные ситуации.
Вот так он старается ориентировать своих учеников. Планирует их будущие рекордные суммы и в тоже время думает о тех, следующих поколениях многоборцев, к достижениям которых прокладывают дорогу нынешние рекордсмены.
— Мы знаем с Григорием Дегтяревым, что его максимальные возможности должны проявиться в возрасте от 23 до 27 лет. В зону его наивысших результатов попадает 1986 год, когда состоится чемпионат Европы. Свой уровень он сможет удерживать потом еще два-три года. А дальше, говорю я ему, надо думать о другом. На твое место придут новые спортсмены. Они устремятся на штурм еще более высоких результатов. Они будут моложе, их потенциальные силы выше.
Воспитание личности
Весь день тренер в работе. Времени не хватает. Давно в отпуске не был, боится день потерять. Хочет быстрее проанализировать полученные данные, просмотреть, что нового в других видах. Раздумывает, каким должен быть многоборец будущего. Ясно, что уже сегодня подготовка атлета должна начинаться с 10—12 лет. И именно с этого возраста нужно растить не просто спортсмена, послушно, автоматически выполняющего задания наставника, а личность, думающую, увлеченную. И мысль тренера вновь обращается к этой труднейшей человеческой обязанности спортивного педагога.
— Как важно, чтобы тренер ввел юного атлета в мир увлечения, удивления! Тогда от занятий он будет получать радость. Тогда это восприятие спорта он пронесет через всю жизнь. Но если ходит он на занятия по принуждению, делает все автоматически, без желания, то в будущем его могут привлечь фальшивые, мнимые ценности. И если кругом говорят о его талантливости, то очень вероятно, что появятся в нем заносчивость, излишняя самоуверенность. Исправить у взрослого человека недостатки личности трудно. Они укореняются. А спортивная жизнь, как ни странно, нарушения в воспитании нередко даже усугубляет. Это уже замечено, особенно в большом спорте. Приходится еще сталкиваться и с пренебрежительным, высокомерным отношением к окружающим людям, и со стремлением любой ценой получить личные блага. Несомненно, большой спортсмен должен быть личностью. Спортивные достижения — только одна лишь из ее граней. Спорт помогает поверить в свои силы, учит умению добиваться поставленной цели. Предъявляет требование проявить максимальные способности. Настоящие спортсмены ставят свою большую цель выше тех сиюминутных выгод, которые приносит им спортивная жизнь. И в будущем, закончив выступления, они с такой же жаждой будут стремиться к свершениям в других областях.
Иногда с первым успехом молодому атлету сразу приписывают выдающиеся качества характера. На деле же необходимо определить действительные истоки этого успеха, разобраться, за счет чего он был достигнут. Нельзя ослаблять внимание к поведению и степени гражданской зрелости спортсмена. Здесь большое значение приобретает патриотическое воспитание. Атлету нужно душой понимать, что его включили в сборную команду не для того, чтобы показать всему миру, какой он хороший. А для того, чтобы он достойно представлял свою страну, свой народ. Сильное воспитательное воздействие должен нести ритуал введения в сборную команду. В ответе за это его организаторы, тренеры. Атлет должен испытать чувство гордости, стать еще требовательнее к себе. Это будет для него огромной опорой в час наибольшего испытания.
Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code
Напишите свой отзыв к этой статье
Т.К.
15.01.2016 20:32
Несмотря на полный унитаз журналистской патетики автору удалось донести до читателя максималистский драйв этого выдающегося тренера. Хотя его главным тренерским бриллиантом был все-таки в те времена Гриша Дегтярев - царствие ему Небесное...