Эта рубрика своим появлением обязана нашим читателям. Их же «подсказка» натолкнула на мысль назвать ее «Особое внимание!». В названии — суть. Арбитры прекрасно знают, что на состязаниях порой возникают такие ситуации, которые ставят в тупик даже людей опытных. А ведь качество проведения соревнований в очень большой мере определяется тем, как работает судейская коллегия. Значит, судьи должны быть, что называется, во всеоружии. Помочь им и призвана рубрика «Особое внимание!», в которой известные специалисты, опытные арбитры поделятся с коллегами своими секретами, своим мастерством.
Итак, наша первая мини-лекция. Ведет ее судья всесоюзной категории, кандидат исторических наук Р. К. Газизов из Казани.
В судействе соревнований дискоболов, как, впрочем, и других видов легкой атлетики, нередко возникают сложные ситуации, требующие от старшего судьи или рефери не только досконального знания правил, большого опыта, но и поистине профессиональной реакции на то или иное нарушение, быстрое, можно сказать молниеносное, принятие решений. Для этого надо знать все слабые места в метании диска.
А их набирается немало. Как только спортсмен вошел в сектор, начинает движение. Тут-то и надо быть начеку, особенно внимательным. Скажем, движения ног атлета настолько быстры, что порой трудно схватить нарушение. Положение осложняется еще и тем, что некоторые спортсмены чувствуют момент заступа за круг, пытаются быстро исправиться в надежде, что их «грех» не заметят. Вот почему на точках бросков всегда необходимо присутствие двух судей. Старший судья следит за ногами спортсмена со своей стороны (на рисунке он с флажком), обращая особое внимание на момент выпуска диска, когда чаще всего допускаются ошибки; второй судья (на рисунке — справа) следит за ногами спортсмена при его поворотах со своей стороны» его внимание концентрируется на заднюю часть круга, где особенно часто происходят заступы. Надо заметить, что реакция судей на заступы во время вращения должна быть незамедлительной (до выпуска снаряда или до его приземления). К сожалению, это требование не всегда выдерживается, а поэтому нарушителями правил оказываются, как это ни странно звучит, сами судьи. Свидетелем подобного факта я был в Ташкенте на XVII Спартакиаде школьников. Второй судья, зафиксировав заступ, произнес команду «Нет!» после того, как диск приземлился в поле. Метатель правильно покинул круг, и старший судья засчитал попытку. Таким образом, действие судьи, с одной стороны, вызвало несогласованность в оценке попытки, с другой — недоверие к нему участника и представителя. Своевременное вмешательство рефери на виде помогло принять в данном случае единственно правильное решение: попытку засчитать, результат спортсмена замерить без задержки.
Важно при работе в секторе не упускать и такую сторону судейства, как меры безопасности. Опытный старший судья, объявив результат спортсмена после измерения, всегда останется внутри круга. Останется до тех пор, пока не убедится, что бригада судей готова к обслуживанию очередной попытки. И только убедившись в этом, покидает круг. Встречаются у нас еще нередко спортсмены, которые всегда «рвутся в бой» и в своём рвении частенько чуть ли не врываются в круг (кстати, правила ИААФ запрещают спортсмену вбегать или впрыгивать в круг), не дожидаясь вызова на попытку. Вот тут-то недалеко до несчастного случая, который и предотвратит старший судья, оставаясь в кругу до полной готовности его судейской бригады к очередной попытке.
Не меньше хлопот доставляет судьям работа в поле. В районе приземления диска должны стоять трое судей. Это необходимо для того, чтобы точнее определить место упавшего снаряда. Если диск падает плашмя, а потом отскакивает и ударяется передней кромкой, то судья должен внимательно осмотреть, нет ли еще одного следа приблизительно за 20 см от кривой линии. Если же диск приземляется совсем плоско, да так, что видно только движение травы, тогда судье надо быть особенно внимательным: хорошо видеть на расстоянии место приземления снаряда, держать его, если так можно сказать, зрительной памятью, быстро, а главное без колебаний поставить колышек на месте приземления.