Метод киноанализа, помогающий тренеру разобраться в особенностях движений спортсмена, получает все большее распространение. Главное преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет проводить исследования без какого-либо постороннего вмешательства в естественный процесс выполнения спортивного упражнения. А применение специальных скоростных кинокамер, стереосъемки и последующего обсчета на электронно-программных дешифраторах дает возможность получать параметры движений с исключительно высокой точностью.
И в домашней «лаборатории» тренера при соблюдении основных правил съемки и обсчета кинограмм можно добиться получения объективных данных о технике движений спортсмена.
При съемке спортивного упражнения необходимо пользоваться камерой с длиннофокусным объективом. Иными словами, камеру следует удалить от объекта съемок не менее чем на 30 м. Это позволяет снизить ошибку в расчете пространственных параметров и скорости движения отдельных звеньев тела спортсмена. Важно также правильно располагать камеру в зависимости от поставленной задачи. Например, при определении траектории движения точки хвата у прыгунов с шестом камера должна размещаться на высоте 5—6 м над местом отталкивания (съемка с трибуны) и на расстоянии 30 м. Дуга окружности с этим центром проходит в непосредственной близости от рассматриваемой траектории движения, что позволяет вести исследования в одном масштабе, а следовательно, и с высокой точностью (см. «Легкая атлетика», 1983, №12).
Для увеличения резкости изображаемого объекта желательно уменьшить время экспозиции кадра. Для этого угол обтюратора уменьшается до 30—45°. В соответствии с решаемыми задачами частота съемки может быть разной. Чтобы ее знать, а кроме этого учитывать время «разгона камеры», необходимо непосредственно перед и после съемки упражнения провести тарировку, замер скорости протяжки пленки, используя для этих целей трехсекундный секундомер.
Прежде чем приступить к съемке упражнения, необходимо провести подготовительную работу: расставить масштабные и ориентировочные метки в исследуемой плоскости пространства и снять их на пленку с места расположения камеры и с выбранной частотой съемки.
Как же «читать» готовую кинограмму? При анализе время движения объекта определяется из частоты съемки. При частоте 50 кадр/с (отечественная любительская киноаппаратура позволяет ее достичь) время между смежными кадрами составляет 0,02 с. Если движение заканчивается между кадрами, то оно определяется до 0,01 с. Таким образом, длительность рассматриваемого движения определяется произведением времени одного межкадрового промежутка на число всех кадров, заключенных в данном движении. Время экспонирования кадра (0,002—0,003 с) в расчет не принимается.
Рассмотрим на конкретном примере расчет средней скорости пробегания 5-метрового отрезка перед отталкиванием у прыгуна с шестом (фото 1—4, см. таблицу).
Момент пересечения начала створа 5-метрового коридора приходится между 30-м и 31-м кадрами расчетной пленки (фото 1—2). В третью колонку таблицы вписываем 30,5. Момент пересечения окончания створа 5-метрового коридора приходится между 57-м и 58-м кадрами (фото 3—4). В четвертую колонку таблицы вносим 57,5. Итого: по расчетной пленке при частоте съемки 50 кадр/с на фиксацию 5-метрового отрезка было затрачено 27 межкад-ровых промежутков (57,5 минус 30,5). Каждый промежуток длится 0,02 с. Значит, прыгун преодолел эти 5 м разбега за 0,54 с. Отсюда находим среднюю скорость пробегания заключительной части разбега. Путь (5 м) делим на время его прохождения (0,54 с) и получаем 9,26 м/с.
Скорость движения отдельной точки тела спортсмена рассчитывается подобным же образом. Только путь здесь будет представлять собой расстояние, на которое передвинулась исследуемая точка тела с учетом масштаба и за время одного межкадрового промежутка.
Пространственные параметры движения спортсмена определяются при построении киноциклограммы. Кадр проецируется на белый лист бумаги с масштабом объекта не менее чем 1:7. При данном увеличении удобнее всего вести расчеты, не допуская погрешностей. Для большей точности и быстроты расчета проецируемое увеличение сразу подгоняется под расчетную масштабную сетку (изготовить которую можно из прозрачной бумаги или целлофана) с нанесенными на ней дополнительными метками. Использование такой масштабной сетки избавляет исследователя от постоянного пересчета угла искажения (см. «Легкая атлетика», 1983, №3).
По точкам, осям суставов спортсмена, вычерчиваются схематические рисунки отдельных звеньев или всей рассматриваемой фигуры. И с помощью линейки, циркуля и транспортира (желательно прозрачного) определяются пространственные характеристики объекта.
В целом метод киноанализа позволяет получать объективные данные о спортивной технике. Постоянное его применение дает возможность набрать большой статистический материал, использование которого, в свою очередь, способствует получению корректных данных о происходящих изменениях в технике выполнения упражнения. И уже на этой основе представляется возможным вносить коррекцию в техническую подготовку спортсмена.