Бег занимает добрую половину олимпийской легкоатлетической программы, и от того, насколько эффективно развивается система подготовки бегунов, во многом зависит и общий успех сборной команды на любых международных соревнованиях. В настоящее время результативность выступлений советских бегунов по сравнению с другими видами легкой атлетики заметно снижена. И особенно давно не побеждали наши мужчины на средних, длинных и марафонских дистанциях. Все это вынуждает к более активному поиску новых средств и методов тренировки бегунов, повышению значения различных видов контроля за состоянием спортсмена, разработке индивидуальных моделей подготовки. Успех может прийти только в том случае, если тренеры будут более тщательно анализировать содержание тренировочных занятий, активно внедрять последние данные научных разработок, внимательно изучать опыт сильнейших спортсменов как в своем, так и в смежных видах спорта. Редакция обратилась к кандидату педагогических наук заслуженному мастеру спорта Э. Озолину с просьбой поделиться информацией о подготовке спортсменов в зимних циклических видах спорта, поскольку по характеру научной деятельности ему довольно часто приходится работать с лыжниками и конькобежцами.
Развитие взглядов
Развитие взглядов на организацию системы тренировки во многих видах спорта на начальном этапе в значительной степени опиралось на теорию и практику подготовки легкоатлетов, поскольку именно легкоатлетам принадлежит приоритет в разработке круглогодичности, цикличности, ранней специализации и многих других сторон современной системы подготовки спортсменов высокого класса. Многие основополагающие работы, базирующиеся на легкоатлетическом материале, стали той теоретической базой, на которой развивался весь наш спорт. Хотелось бы отметить, что и биомеханика — наука о движениях человека — тоже начиналась с изучения ходьбы и бега. И закономерности построения движений, выведенные Н. А. Бернштейном, основываются на изучении динамических и кинематических характеристик лучших бегунов того времени.
По мере совершенствования системы спортивной подготовки, теория и методика тренировки в других видах стала более объемной. В подтверждение приведем следующий факт: количество диссертационных работ по проблемам стайерского бега к настоящему времени достигает 80, по спринту — около 70, в лыжных гонках — более 85, в конькобежном спорте — около 40. При этом надо отметить, что научные исследования наших коллег из зимних видов выполнены в основном в последние годы и, следовательно, несут больше информации для практики современного спорта. Поэтому ознакомление с системой подготовки спортсменов в близких (по структуре движений и энергетическим затратам) видах спорта должно принести определенную пользу нашим бегунам и их тренерам.
Из всех циклических видов спорта конькобежный и лыжный более всего соответствуют легкоатлетическому бегу. Поэтому обратимся к опыту наших соседей по спортивному цеху и рассмотрим основные аспекты системы подготовки в этих циклических видах.
Несмотря на одноплановость
Несмотря на кажущуюся одноплановость требований как в конькобежном, так и в лыжном спорте (тяготение к длинным соревновательным дистанциям) характер подготовки спортсменов в этих видах принципиально различен. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, конькобежцы с легкоатлетических позиций более всего сравнимы с группой длинный спринт — средние дистанции. Напомним абсолютные мировые рекорды, показанные в основном в условиях высокогорья: мужчины: 500 м — 36,57; Ю00 м — 1.12,58; 1500 м — 1.53,26; 3000 м — 4.04,06; 5000 м — 6.49,15; 10 000 м — 14.21,51. Женщины: 500 м — 39,69; 1000 м —1.19.31; 1500 м — 2.03.34; 3000 м — 4.20.91; 5000 м — 7.34.52. В лыжных же гонках, где, как известно, рекорды не фиксируются, сильнейшие спортсмены на дистанции 10 км показывают время около 25 мин, 15 км — примерно 40 мин, 30 км — 1.25.0 и 50 км — 2.40,00; 2.50.00 женщины соответственно имеют на 5 км — 14—15 мин и 10 км — около 30 мин. Поэтому подготовка лыжников, видимо, более сходна с тренировкой легкоатлетов-стайеров и марафонцев.
По-разному складывается у конькобежцев и лыжников и соревновательная деятельность. Первые выполняют достаточно монотонную работу, в которой пробегание поворотов чередуется (через 8—10 с) с бегом по прямой. Лыжники же, в связи с меняющимся рельефом местности, постоянно меняют технику лыжных ходов, бегут в подъем или позволяют себе кратковременный отдых на спусках.
Можно было бы отметить еще частые соревнования конькобежцев в условиях высокогорья, влияние инвентаря, состояние льда на их результаты и еще некоторые факторы, но наша задача — попытаться увидеть в организации тренировочного процесса какие-то новые штрихи, использование которых помогло бы повысить результативность выступлений наших бегунов.
Современный спортивный календарь сместил сезонные рамки и в традиционно зимних видах спорта. Сейчас уже в разгар лета лыжники проводят свои первые контрольные соревнования на высокогорных глетчерах, а конькобежцы в июле — августе показывают высокие скорости на закрытых и искусственных катках. И все это кажется таким же естественным, как розыгрыш зимних чемпионатов в легкой атлетике. Таким образом и у наших коллег появились возможности круглогодично проводить целенаправленную подготовку с использованием специализированных средств тренировки. Однако общие организационные принципы построения годичного цикла у конькобежцев и лыжников существенно различны.
В конькобежном спорте спортсмены специализируются по двум основным направлениям — спринтеры и стайеры-многоборцы. У каждой из этих двух групп есть свой спортивный календарь, разыгрываются свои чемпионаты, но характер подготовки в обеих группах примерно одинаков. В основу годичного плана тренировки положен трехцикловой принцип периодизации с идентичными задачами по этапам подготовки. Сезон конькобежцы начинают в мае и заканчивают его последними стартами в середине марта. Первые два цикла подготовки включают в себя примерно по 100 тренировочных и соревновательных дней, а последний — около 70.
Каждый этап подготовки отделяет от последующего восстановительный мезоцикл длительностью примерно в 3 недели: первый — начиная с конца августа, второй — с конца декабря. Задачами такого мезоцикла являются снятие утомления нервной системы спортсменов, профилактическое лечение заболеваний и травм, создание положительного эмоционального фона. Ледовой подготовки в это время (особенно в августе) почти не проводится. Спортсмены тренируются на велосипеде, совершают длительные прогулки, много времени уделяют спортивным играм. Общий объем тренировочной работы остается примерно прежним, что позволяет, как и раньше, развивать функциональные возможности, но уже другими методами.
Значительное время
Значительное время (как на первых порах, так и в течение остального сезона) спортсмены уделяют скоростно-силовой подготовке. В целях контроля за этим параметром подготовленности конькобежца регулярно используется тестирование с регистрацией прыгучести спортсменов. При проведении теста испытуемый находится на резиновом коврике, имеющем специальное контактное устройство. При отрыве ног от коврика включается миллисекундомер, при приземлении он останавливается. Проведение постоянных наблюдений выявило, что показатели скоростносиловых возможностей в соревновательном периоде, как правило, снижались. Поэтому в последние годы повышено внимание к этому разделу подготовки и в период основных стартов.
Время, затраченное на специальную силовую подготовку, распределяется по циклам примерно в следующем соотношении: в первом цикле доля этих средств 40—41 %, во втором — 42—43 %, в третьем (который примерно на 1/3 короче) — 17 % от общего объема нагрузок. Из методов, применяемых конькобежцами для развития прыгучести, используются многоскоки, тройной прыжок с места,, прыжки через барьеры на время (высота барьера 91,4 см, регистрируется время 30 прыжков), приседания со штангой на плечах со средним и максимальным весом, а также упражнения на специальной эстакаде, где спортсмен выполняет имитации и другие упражнения с отягощением, подвешенным к поясу. Опыт подготовки высококлассных спортсменов показывает, что ими в основном используется околопредельная интенсивность выполнения упражнений в течение примерно 30 с.
Тренеры конькобежцев большое внимание уделяют подготовке в условиях среднегорья. Разреженный воздух и хорошее скольжение позволяют решать в горах как чисто функциональные задачи, так и вопросы технического совершенствования. Поэтому одну треть тренировочной и соревновательной работы спортсмены проводят в среднегорье. И в этой связи представители этого вида спорта хорошо знают индивидуальные особенности организма своих подопечных при акклиматизации на высокогорных катках и при спуске на равнину.
Серьезным отличием
Серьезным отличием в системе подготовки конькобежцев по сравнению с бегунами-легкоатлетами является одноше-ние к соревнованиям. Обычно в течение сезона спортсмены высокого класса соревнуются 45— 47 дней и принимают до 80 стартов. В этом параметре бегуны-легкоатлеты существенно отстают: известно, что спринтеры, например, соревнуются всего 20—25 дней, стартуя 40—45 раз, а стайеры и бегуны на средние дистанции выходят на старт 25—30 раз в году. Необходимо также отметить, что по условиям соревнований у конькобежцев нет ни предварительных, ни полуфинальных кругов, где можно пробежать не в полную силу, поэтому в каждом старте они вынуждены предельно мобилизоваться и показать свой максимальный результат.
Интерес вызывает и построение отдельных микроциклов подготовки конькобежцев. Основным тренировочным блоком является десяти-одиннадцатидневный микроцикл, который может поворяться 5—6 раз. Отличительной особенностью каждого из них является скорость пробегания определенного стандартного отрезка (в спринте — 300 м, что сравнимо с отрезком гладкого бега в 200 м, а в более длинных дистанциях — 1200 м — 600 м у бегунов соответственно).
Скорость тренировочных пробежек выбирается на основании специализированного ледового теста. Спортсмены пробегают три круга с постепенно возрастающей скоростью. На каждом отрезке испытуемый последовательно улучшает время пробегания в среднем на 5—6 секунд, а в течение- двухминутного интервала отдыха производится забор крови. Результат теста позволяет определить порог анаэробного обмена и строить на этом основании тренировочную программу в микроцикле. Далее проводится ледовый ступенчатый тест и тренировочная программа продолжается в соответствии с индивидуальной реакцией каждого спортсмена. Как говорилось ранее, на любом этапе подготовки доля скоростно-силовых упражнений, которые выполняются вне катка, всегда достаточно велика.
Общие принципы
Общие принципы в организации тренировочного процесса лыжников существенно не отличаются от подготовки легкоатлетов-бегунов на длинные дистанции. Подчеркнем некоторые отличия, которые можно заметить в практике подготовки представителей лыжного спорта. Во-первых, это давно сложившийся и четко соблюдаемый внутрисоюзный календарь, который вынуждает спортсменов стартовать не менее 40 раз в сезон. Постоянные места и сроки традиционных стартов позволяют тренерам планировать подготовку спортсменов по определенным отработанным моделям, а также с большей достоверностью видеть ошибки и преимущества текущего сезона по сравнению с прошедшим.
Если же рассматривать систему тренировки лыжников, то необходимо отметить явную тенденцию к снижению общего объема тренировочной работы, который при соответствующем возрастании интенсивности снизился в среднем до 20 %. Если раньше сильнейшие спортсмены выполняли около 11000 км циклической работы за годовой цикл, то сейчас максимальный объем находится в пределах 9000 км. Тренеры объясняют этот факт возросшими скоростями в лыжных гонках — следствие лучшей подготовки лыжных трасс и совершенствования инвентаря и мазей.
Годовой тренировочный цикл примерно соответствует построению аналогичного цикла у бегунов-стайеров. Хотелось бы отметить, что на начальных этапах подготовки, когда спортсмены выполняют значительные объемы, тренеры последовательно чередуют различные средства тренировки: бег на лыжероллерах, длительные кроссы с имитацией лыжного хода, тренировка на лыжах в высокогорье. Тренировочные микроциклы обычно различны по своей длительности. Некоторые лыжники применяют, например, такую компоновку тренировочных блоков через один день отдыха: 6-f4-}-6 с последующим примерно восьмидневным циклом поддерживающего характера по индивидуальному плану. Для примера приведем тренировочный микроцикл лыжников-гонщиков в конце подготовительного периода:
1-й день — равномерная работа на лыжероллерах средней интенсивности 20—25 км;
2-й день — функциональная подготовка. Бег с имитацией лыжного хода на подъемах 30—35 км;
3-й день — тренировка объемного характера. Днем 40—45 км, вечером 20—25 км на лыжероллерах;
4-й день — разгрузочная тренировка. Смешанное передвижение (бег, ходьба, имитация) — 20—25 км. Вечером кросс 12—15 км;
5-й день — функциональная подготовка по второму дню или повторная работа 10Х Х1.8 км;
6-й день — тренировка объемного характера. Лыжероллеры 50— 60 км;
7-й день — отдых.
Тренировочную работу по развитию специальных силовых качеств лыжники проводят в утренних занятиях, выполняя разнообразные многоскоки и упражнения для развития силы мышц рук.
В соревновательном периоде объем тренировочной нагрузки падает в среднем до 40%. При этом резко возрастает количество разнообразных контрольных прикидок и интенсивных тренировок повторного характера.
Таким образом
Таким образом, не вдаваясь в мелкие детали системы подготовки спортсменов зимних циклических видов спорта, можно отметить, что существуют некоторые пока еще не испытанные бегунами-легкоатлетами варианты повышения результативности выступлений. Это — многолетний стабильный соревновательный календарь, упрочение системы подготовки в среднегорье, значительное повышение соревновательной нагрузки, разнообразные средства повышения уровня двигательных качеств и оптимальное построение макро-, мезо- и микроциклов с постоянным включением разгрузочных периодов. Возможные изменения в направлении системы подготовки бегунов можно обосновать, используя уже накопленный опыт наших коллег.