Со стороны в легкой атлетике все порой выглядит гораздо проще и яснее, чем есть на самом деле. Так, за немудреными движениями известнейших бегунов на дорожке мирового первенства в Хельсинки стояли годы сложнейшей подготовки, в тонкости которой посторонних часто не посвящают. А кроме того, за лучшими атлетами из капиталистических стран стояли интересы людей, рассматривающих спорт только как перспективную область вложения капиталов, интересы тех, кто субсидировал этих «своих спортсменов», кто собирался эксплуатировать их достижения.
Невиданное внимание к легкой атлетике стали проявлять люди бизнеса. В Хельсинки бросались в глаза зрителей, в объективы фотокамер попадались три буквы над номерами атлетов — ТДК. Это было название японской электронной корпорации. Дорого заплатили предприниматели организаторам состязаний за такое присутствие на чемпионате. Даже вездесующие фирмы, производящие спортивную одежду, обувь, уступили более могущественному сопернику.
Однако атлеты не только становятся носителями рекламы. Представители фирм, организаторы коммерческих соревнований впрямую начали закупать «звезд». Особенно эта тенденция проявилась в США, где и раньше легкоатлетический спорт не отличался строгим следованием правилам любительства. Значительно возросло количество соревнований, победа в которых оценивается долларами. Не стало секретом, кто и сколько зарабатывает за сезон. Всевозможные фирмы открыто шефствуют над знаменитостями. Их финансовая поддержка выражается в очень солидных суммах. Она не только обеспечивает самые благоприятные условия для тренировок, но и позволяет вести атлетам образ жизни состоятельных людей. Так, по свидетельству французской «Экип», американская фирма «Найк» с 1982 г. выплатила чемпионам мира К. Льюису и Р. ди Кастелле по 750 тыс. долларов за то, что они выступали в ее спортивной экипировке. Об обладателе высшего достижения в марафоне А. Салазаре говорят, что он не пробежит и шагу, если менеджер Фред Лейбоу не выплатит ему 18 тыс. долларов.
В прошлом году чаще, чем когда-либо в зарубежной печати, встречались высказывания о финансовых делах ведущих западных легкоатлетов. В сезон мирового первенства одной из главных новостей из мира легкой атлетики стали рекордные гонорары, выплачиваемые знаменитостям. Авторы статей дотошно подсчитывали, сколько тысяч долларов принесут тому или иному спортсмену звание чемпиона и выдающиеся результаты.
В дни хельсинкских баталий обозреватель английской газеты «Санди тайме» рассуждал: «Доходы Карла Льюиса складываются большей частью от рекламы и вкладов спонсоров. По сравнению с суммами, выплачиваемыми британцам Коэ и Оветту за появление на соревнованиях и достигающими порой 20 тыс. долларов, вознаграждения Льюиса — семечки. Самое большее, возможно, 4 тыс. долларов.
В атлетическом шоу-бизнесе Льюис не может сравниться с этими британскими бегунами. Это объясняется разницей в их видах. В Хельсинки Льюис, выступая в спринте и прыжке в длину, находился в действии в общем счете минуты две. Конечно, каждый момент его выступлений был волнующим, но не таким интересным, как напряженный, насыщенный действием бег на средние дистанции».
Правда, золотые медали Льюиса значительно подняли его долларовую ценность в глазах устроителей коммерческих соревнований. Мировое первенство закончилось, бизнес продолжался. «Льюис готовится к выступлению в Берлине (речь идет о Западном Берлине. — Ред.) сегодня вечером, где он получит еще одну пятизначную сумму долларов из своего годового дохода примерно в полмиллиона марок. Подобные суммы зарабатывают и два других американца: рекордсмен мира в барьерном беге Эдвин Мозес, а также «звезда» марафона Альберто Салазар» — так писали западногерманские газеты о стартах Льюиса на соревнованиях по приглашению.
Льюис, Смит, Мозес... Эти имена притягивали на стадионы небывалое число зрителей. В Кёльне посмотреть на чемпионов мира на стадион пришло около 50 тыс. человек, больше чем собирают футбольные матчи популярных местных команд. Организаторы легкоатлетических турниров в Кёльне, Западном Берлине, Цюрихе и Брюсселе торопились воспользоваться пиком популярности атлетов. Они взламывали все устои любительского спорта. Оплачиваемый ими «легкоатлетический цирк» давал представления.
Вот почему проникновение профессионализма в любительский спорт стало темой серьезного обсуждения на заседании совета ИААФ в марте этого года. Был одобрен проект положения, согласно которому спортсмены не будут иметь права располагать личными денежными фондами в рамках своей национальной федерации, а сумма денежного приза не должна превышать 250 долларов США в местной валюте. Разрешенная ранее выплата спортсменам карманных денег за участие в соревнованиях по приглашению снижена с 50 до 20 долларов. Были поддержаны предприятия по борьбе с дельцами, покупающими «звезд», на уменьшение их влияния на легкоатлетические соревнования. Согласно проекту совета ИДАФ, соревнования по приглашению в будущем заменит серия турниров на призы ИААФ.
На заседании совета президент ИААФ Примо Небиоло заявил:
— Мы будем и далее поддерживать правило, в соответствии с которым денежные суммы могут идти только на счет национальных федераций и ни в коем случае не передаваться отдельным атлетам. Тем же, кто примет деньги от организаторов соревнований за старт или за спортивный результат, грозит пожизненная дисквалификация.
По сообщениям печати, первым плодом решений совета стал отказ рекордсмена мира Стива Оветта выступать на коммерческих состязаниях «Золотая миля» в Новой Зеландии.