Поиск талантливых подростков и юношей, способных в будущем достичь в барьерном беге результатов международного класса (13,30—13,00 и лучше), приобретает сейчас первостепенное значение.
Вместе с тем среди обширной научно-методической литературы, посвященной проблеме отбора, практически нет рекомендаций по определению спортивной пригодности к барьерному бегу, не определен возраст для начала специализированных занятий, отсутствуют критерии отбора к данному виду легкой атлетики. Не потому ли в юношеских соревнованиях при облегченных условиях (высота и расстановка барьеров) хотя и доминируют спортсмены, обладающие достаточно высоким (для своих лет) уровнем развития силовых, скоростно-силовых и скоростных качеств, однако их потенциальные возможности очень часто лимитированы, так как их отбирали и тренировали без учета специфических требований вида. Сложность отбора в барьерном беге усугубляется тем фактом, что спортсмены, отобранные к занятиям барьерным бегом, лишь после 4—5 лет специализированных занятий впервые стартуют в соревнованиях на дистанции с высокими барьерами.
Как же прогнозировать способности юных спортсменов?
Одним из важнейших условий эффективного отбора и прогноза способностей является определение требований, предъявляемых представителям в различных видах спорта. 6 последние годы успешно ведутся исследования по разработке «моделей сильнейших спортсменов». Они способствуют выявлению отдельных параметров, характеризующих ведущих представителей различных видов спорта, и служат ориентирами в процессе спортивного совершенствования. Рассмотрим требования, предъявляемые спортсменам, специализирующимся в барьерном беге.
Одним из наиболее существенных компонентов модельных характеристик является специальная физическая подготовленность. Определено, что для достижения результатов в барьерном беге первостепенное значение имеет уровень развития скоростных качеств. Хорошо известно, что барьерист высокого класса всегда и отличный спринтер. Примеры Р. Нехемиа, Г. Фостера, Т. Мункельта, А. Прокофьева, У. Голта достаточно убедительны в этом отношении.
В спринтерском и барьерном беге быстрота проявляется в трех основных компонентах: во времени двигательной реакции, в способности к максимально быстрому началу движений (способность к ускорению) и в способности совершать движения с максимальной скоростью. Причем указанные характеристики слабо коррелируются между собой и представляют относительно обособленные качества, в различной мере подверженные тренировке. Именно поэтому при отборе барьеристов для определения скоростных качеств рекомендуется применять два вида тестов: 1 — определяющих способность быстро набирать скорость и 2 — определяющих способность совершать движения с максимальной скоростью.
Спортивный результат в барьерном беге имеет тесную связь с уровнем силовой подготовленности спортсменов. Наиболее информативными следует считать показатели статической мышечной силы подошвенных сгибателей стопы, сгибателей бедра и туловища. Это объясняется тем, что скорость бега по дистанции определяется в значительной степени частотой беговых шагов, так как длина шагов стабильна и обусловлена стандартной расстановкой барьеров. Исследования показали, что спринтерская подготовленность характеризуется двумя основными факторами: первый связан с показателями относительной силы разгибателей ног и туловища и влияет, главным образом, на длину беговых шагов; второй — с силой сгибателей и влияет в основном на частоту шагов.
Для оценки силовой и скоростно-силовой подготовленности барьеристов рекомендуется использовать прыжковые тесты. При этом «короткие» прыжковые упражнения (прыжки в длину с/м, вверх с махом рук, тройной прыжок с/м) отражают преимущественно способность к ускорению. «Длинные» прыжковые упражнения (десятикратный прыжок с/м и с/p, прыжки с ноги на ногу на отрезках до 100 м), выполняемые с оптимальной мощностью отталкивания, отражают максимальную скорость бега и отчасти скоростную выносливость. Высокую взаимосвязь с результативностью барьериста имеют также двойной прыжок на маховой ноге с/м и прыжок в длину с 15-метрового разбега, ибо эти упражнения моделируют фазу «схода» и атаки барьера.
Специальная выносливость в барьерном беге определяется удержанием скорости в беге между барьерами и временем преодоления барьеров на второй половине дистанции. Скорость между барьерами определяется частотой беговых движений и рациональным соотношением длины шагов, а эффективность преодоления барьера — временем опоры при атаке барьера и скоростью движения толчковой ноги. Удержание этих параметров на второй половине дистанции и границах, характерных для максимальной скорости, будет характеризовать специальную выносливость. Относительно оценки специальной выносливости барьериста еще не существует единого мнения, однако смысл всех предлагаемых разными авторами характеристик сводится к сравнению времени, затрачиваемого на пробегание одинаковых по длине отрезков на первой и второй половинах дистанции. Наиболее информативным показателем представляется коэффициент специальной выносливости, который определяется по формуле:
где Т1 и Т2 — среднее время, затрачиваемое на преодоление одного барьерного коридора, на первой и второй половинах дистанции соответственно;
Т5 — время «схода» с 5-го барьера. У сильнейших барьеристов этот коэффициент равен 6,85—7,0. Отметим также большую информативность тестов, определяющих скоростную выносливость (гладкий бег на 100 и 150 м).
Важную роль в барьерном беге играет гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Этому качеству следует уделять большое внимание.
К наиболее информативным показателям технической подготовленности относят интегральные критерии, в которые входят основные ведущие элементы движения и которые отражают степень взаимосвязи их в ритмоструктурном построении двигательного акта.
В барьерном беге для этой цели рекомендуется использовать специальные коэффициенты технической эффективности: отношение скорости бега между барьерами к скорости гладкого бега, отношение скорости преодоления барьера к скорости бега между барьерами. В идеальном случае эти коэффициенты равны единице, т. е. спортсмен полностью реализует свой двигательный потенциал. В. Брейзер и И. Ильин определили, что бегуны на 110 м с/б добиваются высоких результатов в большей мере за счет бега между барьерами, где степень реализации двигательного потенциала у них выше, и в меньшей мере — за счет эффективности преодоления барьера.
К одному из важнейших интегральных критериев технического мастерства в беге с барьерами относятся ритмовые показатели бега. В барьерном беге вследствие того, что спортсмен должен обязательно сделать определенное количество шагов от старта до первого барьера и между барьерами, требуется осуществить их в правильных временных соотношениях, что определяется пространственными факторами — длиной беговых шагов. Точное соотношение величины шагов является основным фактором, регулирующим чередование усилий. Ритм является той основой, которая объединяет в единое целое весь процесс бега и опираясь на которую следует уточнять детали техники бега с учетом индивидуальных особенностей барьеристов. Важное значение чувства ритма для барьеристов отмечается многими специалистами. Известный итальянский тренер А. Кальвези, воспитавший призеров олимпийских игр Э. От-тоза и С. Морале, в своем докладе на европейской конференции тренеров по легкой атлетике заявил, что «основным компонентом техники барьерного бега является ритм». Ритм бега, по его мнению, должен быть по возможности однообразным и стабильным, несмотря на неодинаковую длину беговых шагов между барьерами. Он считает, что единственным способом сохранения относительно ровной скорости прохождения всей дистанции является бег, который по своей ритмической структуре можно охарактеризовать музыкальным термином «крещендо» (усиление). При таком беге спортсмен после каждого барьера старается как бы максимально разогнаться на следующий барьер, при преодолении которого он вновь неизбежно несколько сбавит скорость.
А. Кальвези убежден, что весь бег спортсмена на 110 м с/б должен проходить под мысленное музыкальное сопровождение — постоянно повторяющееся крещендо: терять скорость и вновь ее отыгрывать. Такова и должна быть предварительная установка бегуна на ритмическую структуру барьерного бега.
Важным параметром при определении модельных характеристик спортсменов являются данные о многолетней динамике спортивных результатов. Изучение возраста чемпионов и финалистов олимпийских игр (1960— 1980 гг.) указывает на то, что данный показатель в достаточной мере стабилен. Наилучшие результаты спортсмены показывают в возрасте 22—25 лет, хотя и имеются случаи, когда отдельные атлеты продолжают улучшать свои результаты до 30—33 лет (У. Давенпорт в 33 года сумел занять третье место в олимпийских играх, показав 13,38 с, Т. Мункельт — в 30 лет — 13,41 с).
Изучение спортивных биографий сильнейших барьеристов показало, что, как правило, они начали заниматься спортом в 10—13 лет. Впервые стартовали они на барьерной дистанции в 16—18 лет. Столь позднее начало соревновательной деятельности, видимо, обусловлено сложностью обучения технике барьерного бега. Однако прекрасная физическая подготовленность, приобретенная в многолетних занятиях различными видами спорта и легкой атлетикой, позволила почти всем сильнейшим барьеристам мира к 19—20 годам выйти на уровень результатов международного класса (13,70—13,00). Отметим также и тот факт, что почти все американские спортсмены начинали обучение технике барьерного бега с юношеских лет. Почти все ведущие барьеристы — разносторонние атлеты и довольно часто им удается показать высокие результаты не только в спринтерском беге, но и в прыжках в длину, с шестом, в высоту и в десятиборье.
Данная информация может служить ориентиром при отборе перспективных барьеристов.
Определено, что границы спортивных достижений во многом определяются морфологическими особенностями спортсмена.
Таблица 1
Из табл. 1 видно, что барьеристы — в основном высокие атлеты с небольшим собственным весом. Росто-весовой индекс (рост — 100 — вес) у них достигает значительных величин (до 15,0). Учеными выявлено, что длину тела (рост) можно удовлетворительно прогнозировать уже в 8—9 лет, так как данный показатель в значительной мере генетически обусловлен. Исходя из этого, рост необходимо учитывать при отборе и прогнозе спортивных способностей юных спортсменов, которые будут специализироваться в барьерном беге.
Выявив существенные факторы, способствующие достижению высокого результата в барьерном беге на 110 м с/б, и количественно определив их у сильнейших спортсменов, то есть разработав модельные характеристики (табл. 2), можно более эффективно управлять тренировочным процессом.
Сравнивая модельные характеристики барьеристов и спринтеров, легко убедиться, что показатели их физической подготовленности почти идентичны. Нам представлялось, что, выявив отличия этих двух видов, мы сумеем точнее обрисовать «портрет» барьериста. С этой целью мы провели сравнительное обследование квалифицированных барьеристов и спринтеров. Удалось выявить, что барьеристы обладают более высоким ростом, большим, чем спринтеры, росто-весовым индексом, им присуща высокая способность выполнять движения с большей амплитудой (гибкость) и, самое главное, способность более точно управлять своими движениями, т. е. точно дифференцировать усилия, пространственно-временные характеристики движений.
Таблица 2
Именно данные показатели определяют координационные способности спортсменов и указывают на уровень функционального состояния анализаторов, определяющих рациональную организацию двигательных актов. Вероятно, именно высокая способность управлять движениями является тем фактором, который способствует овладению сложно-технической структурой движения. Именно поэтому многие сильнейшие барьеристы мира имеют прекрасные результаты в прыжках в длину, в высоту, с шестом, в десятиборье и в других видах спорта, требующих высокой координации.
Знание специфических особенностей спортсменов, специализирующихся в барьерном беге на 110 м, необходимо, но недостаточно для эффективного отбора юных спортсменов. Известно, что уровень развития способностей является результатом взаимодействия наследственных и средовых факторов, а потому необходимо четко знать, какие признаки поддаются тренировке в процессе спортивного совершенствования и какие находятся под сильным влиянием генетических факторов, т. е. незначительно поддаются улучшению.
Доказано, что именно наследственно обусловленные (стабильные) признаки имеют особую ценность для прогнозирования способностей к тому или иному виду спорта. Анализ за динамикой подготовленности спортсменов в многолетнем тренировочном процессе (5 лет), выявление тесноты взаимосвязи (коэффициентов корреляции) между показателями, зафиксированными при первичном тестировании и через 5 лет тренировок, позволили нам определить информативные показатели прогноза способностей юных барьеристов. Это в первую очередь реакция на движущийся объект, точность воспроизведения интервалов времени и произвольного ритма, максимальная амплитуда наклона туловища вперед (гибкость). Ко второй группе показателей, проявивших достаточную стабильность в своем развитии, относятся следующие: рост спортсменов, результат в беге на 30 м с/х, тройной прыжок с/м. Таким образом, показатели, отражающие координационные способности и гибкость спортсменов, имеют первостепенное значение для долгосрочного прогноза. С успехом могут быть использованы также тесты, отражающие скоростные и скоростно-силовые качества юных спортсменов.
Когда же начинать отбор и занятия будущих барьеристов?
Наиболее благоприятным периодом для развития способностей, имеющих наибольшую прогностическую ценность в барьерном беге на 110 м, является возраст 10—12 лет. Именно за первые полтора года занятий происходит наибольший прирост показателей, характеризующих гибкость и координационные способности (70—78 %) по сравнению с последующим периодом в 3,5 года. Это объясняется тем фактом, что к 13 годам возрастное развитие двигательного анализатора и систем управления движениями в основном завершается. Высокий уровень развития двигательного анализатора в младшем школьном возрасте (от 7—9 до 13—14 лет) позволяет юным спортсменам овладевать сложными техническим действиями.
Отметим, что в первые годы занятий необходимо 75 % времени уделять разносторонней физической подготовке и 25 % — специальной (рекомендации лаборатории теории и методики юношеского спорта ВНИИФКа). При этом особое внимание следует уделять применению широкого комплекса средств и методов, совершенствующих способность управлять движениями, т. е. создать базу для овладения и дальнейшего совершенствования техники барьерного бега. Кроме того, такой подход дает возможность тренеру выявить моторную обучаемость юных спортсменов и уже с большей степенью точности судить об их потенциальных возможностях, так как известно, что одаренность человека обнаруживается только через деятельность, которая раскрывает его природные задатки и двигательные способности применительно к специфике вида спорта.
В табл. 3. представлены ориентировочные нормативы для юных барьеристов, учитывающие как исходные данные, так и темпы прироста за 1,5 года занятий.
Таблица 3
Точность воспроизведения интервалов времени можно определить следующим образом: спортсмену предлагается включить и остановить электросекундомер, не глядя на него, через 1 с. Точность воспроизведения заданного интервала времени оценивается разницей между средним арифметическим 3 зачетных попыток (лучших) из 5 выполненных и 1-й секундой.
Точность воспроизведения заданных усилий. Спортсмену дается задание воспроизвести усилие, равное 50 % от максимального. Разница между средним арифметическим зачетных попыток (3 из 5 выполненных) и расчетным 50%-ным усилием служила мерой точности. Измерение проводится с использованием стрелочного динамометра.
К сожалению, для точного определения реакции на движущийся объект, воспроизведения пространственных параметров требуется специальная аппаратура, а потому тренеру рекомендуется оценка данных параметров при выполнении спортсменом специально подобранных упражнений, а также при разнообразных подвижных и спортивных играх. Для определения же чувства ритма используются различные задания на воспроизведение звуковых имитаций (постукивания, похлопывания). При этом можно использовать магнитофон.
Таким образом, ориентируясь на данные, представленные в таблице, тренер может с большей точностью судить о перспективности юного спортсмена. Напомним, что при зачислении в группу следует отдавать предпочтение ребятам, имеющим более высокие показатели в тестах, отражающих их способность управлять движениями. У тренеров может возникнуть вопрос: «Следует ли принимать в группу ребят старше 14 лет?». Тот факт, что новичку уже 14—15 лет, не должен быть препятствием для его зачисления, если он обладает высоким уровнем специфической координации, гибок и достаточно быстр. Очень часто, занимаясь в течение 2—3 лет различными видами легкой атлетики и спортивными играми, юные спортсмены приобретают необходимые для будущего барьериста качества и успешно овладевают новой специализацией.