Высокий уровень дисциплины в любой сфере человеческой деятельности — основа производительного и качественного труда, залог успешного выполнения намеченных планов. И наоборот, любое нарушение дисциплины влечет за собой срывы и сбои в работе, порождает разгильдяйство, безответственность, бесхозяйственность, очковтирательство. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме нашей партии Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Ю. В. Андропов с особой важностью подчеркивал, что следует решительно вести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины. Ныне по всей стране развернулось движение за дальнейшее укрепление трудовой, производственной и исполнительской дисциплины.
Анализ минувшего сезона выявил целый ряд пробелов и недостатков в работе отдельных специалистов и многих коллективов, занятых развитием легкоатлетического спорта в стране.
Начнем с того, что в прошлом году ни одна наша союзная республика вновь не справилась с плановыми заданиями подготовки мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Например, план подготовки мастеров спорта был выполнен в среднем на 26 процентов. Добавим, что в истекшем году не подготовлено ни одного (!) мастера спорта среди мужчин в беге на 1500 и 10000 м, а полку мастеров спринта, прыжков и метаний прибыло только единицы, хотя планировались десятки. Это в масштабе всей страны! Скажем, в Москве отряд мастеров пополнился только на 18 человек, хотя планировалось 58, в Ленинграде тот же дефицит — 12 вместо запланированных 52. Ни одного мастера спорта не воспитали в прошлом сезоне тренеры Армении, которых в этой солнечной республике насчитывается около 300 человек. На 5 процентов выполнили план специалисты Таджикистана, недалеко ушли от них коллеги из Латвии и Киргизии. Даже такие ведущие легкоатлетические республики, как Российская Федерация и Украина, освоили свои планы только наполовину.
Естественно, возникает вопрос: почему же было сорвано выполнение плана подготовки мастеров спорта и мастеров спорта международного класса? Однозначно тут не ответишь, но одно ясно: на местах не были созданы необходимые условия для плодотворной работы. Были плохо учтены реальная перспектива, возможности и истинное положение дел. Усугубилось все тем, что полностью или частично отсутствовал постоянный и действенный контроль за ходом выполнения плановых заданий. Бесконтрольность, в свою очередь, рождала безответственность, а значит, и соответствующее отношение к работе у тренеров.
Вот только один пример. На финал Кубка СССР, который состоялся в начале прошлой осени в Одессе, приехали 116 кандидатов в мастера спорта. Конечно, даже при тех хороших условиях, что были созданы в городе на Черноморском побережье, не все атлеты могли пополнить ряды мастеров спорта. Но большинство были обязаны. Практически же ни одному из 116 кандидатов не покорился мастерский норматив. Были и такие, кто вообще показывал результаты II разряда и ниже. А ведь в Одессу съехались команды наших ведущих спортивных обществ и ведомств, лучших спортивных коллективов. Армейцы представляли Ленинград и Москву, за право обладать почетным призом боролись атлеты московского «Динамо», спортсмены Харьковской, Челябинской, Свердловской, Ростовской, Одесской, Московской областей, Краснодарского края и другие. Всего 13 команд.
Умение подвести спортсменов к главному старту сезона — в том тоже видится основа исполнительской дисциплины труда. Выполнить намеченные объемы и нагрузки, создав для этого все необходимые условия, без срывов, от соревнования к соревнованию улучшать результаты учеников, на высоком уровне готовности подвести их к главному турниру, удержать эту готовность на определенный период, обеспечив успешное выступление в ответственных турнирах,— вот что в конечном итоге определяет хороший, плодотворный труд. Всякое же нарушение в управлении учебно-тренировочным процессом ведет к срывам.
Финал VIII Спартакиады народов СССР для основной массы наших мастеров был главным событием прошлого сезона. По логике» вещей, к всесоюзному турниру спортсмены должны были подойти в своей наивысшей спортивной форме или хотя бы приблизиться к ней. Казалось бы, где как не на Спартакиаде показывать свои лучшие результаты, устанавливать личные рекорды, поднимать свое мастерство на новую ступеньку. Ведь борьба равных — а Спартакиада отбирает лучших из лучших — как раз и рождает высокие результаты.
Но вот о чем говорит анализ спартакиадных стартов. В женской легкоатлетической программе приняли участие 299 мастеров спорта. Выходя на старт, каждая участница наверняка хотела подняться на более высокую ступеньку мастерства. Хотела каждая, но только трем спортсменкам удалось преодолеть норматив мастера спорта международного класса, а 69 мастеров спорта не подтвердили даже своего звания. Или еще. 89 кандидатов в мастера спорта стартовали на Спартакиаде с желанием пополнить ряды мастеров спорта, но только 13 из них сумели это сделать. Большая же половина показала результаты I и даже II разрядов. Вот такая арифметика. У нашего «сильного пола» положение складывалось не лучше.
А ведь эти спортсмены и их тренеры наверняка планировали высокие показатели. Значит, планы эти не были подкреплены соответствующей организацией учебно-тренировочного процесса, управление им велось плохо и, наконец, не было той отдачи в работе, которая венчает успех. Не было и соответствующего контроля.
Нельзя ожидать от спортсмена хорошего выступления, если он, готовясь к ответственным стартам, будет нарушать спортивный режим, с высокомерием относиться к товарищам по команде, пренебрегать замечаниями тренера. Встречаются еще такие факты, к сожалению, даже среди членов сборных команд страны. Так, за нарушение спортивного режима в прошлом году пришлось отчислить из сборной команды СССР динамовцев В. Брызгина и Н. Винниченко, Г. Валюкевича из «Трудовых резервов», армейца П. Поченчука, его одноклубников А. Прокофьева и С. Родина, А. Бескровного из «Буревестника». Конечно, отстранение этих спортсменов — мера крайняя, вынужденная. Естественно, этим атлетам не закрыт путь в большой спорт, если они до конца осознают свои проступки, сделают из этого выводы, докажут, что могут еще принести пользу нашему спорту. Словом, все зависит от самих спортсменов. Только большим трудом, высокой дисциплиной, хорошей подготовкой можно завоевать почетное право выступать в рядах нашей главной сборной команды.
К сожалению, нарушение спортивного режима, порядка и дисциплины не так редки среди рядовых спортсменов. Специалистам на местах нужно с этим решительно бороться. При этом не просто ставить на вид или наказывать виновных, но и вскрывать причины подобных фактов, добиваться их устранения. К тренерам и спортсменам, нарушающим дисциплину, не выполняющим всех требований, необходимых для плодотворной работы и влияющих на общий ход подготовки, следует применять такие меры воздействия, которые давали бы эффективные результаты. Требовательность в этих случаях должна быть равнозначной как для новичка, так и для атлета с самыми громкими званиями и титулами. Любое нарушение нужно пресекать в самом корне. Для этого тренеры и руководители располагают большим арсеналом средств и методов воздействия.
Располагают, но не всегда используют. Встречаются еще случаи, когда наставники сами потворствуют своим ученикам, не замечают их нарушений. Только этим можно объяснить, что отдельные спортсмены — ведущие атлеты страны — нарушают процесс централизованной подготовки, не выполняют требований главного тренерского совета. И это на завершающем этапе подготовки к нынешней Олимпиаде. Практике подобного отношения дана соответствующая оценка. Хочется верить, что нашим ведущим атлетам Н. Ралдугиной из Симферополя, ленинградке Н. Артемовой, москвичу Ю. Думчеву, А. Легеде из Чернигова и Л. Кирюхиной из Ферганы строгий выговор и условная дисквалификация на год за нарушение дисциплины и тренировочного режима пойдут на пользу.
Порядок и дисциплина, эффективность труда в большой мере зависит и от стабильности коллектива, настоящей товарищеской атмосферы в нем. Когда общая забота является заботой каждого и всех. Казалось бы, простые истины, но они иногда еще находятся в полном противоречии с действительностью. Что говорить, еще можно у нас увидеть тренеров, проводящих занятия в нетрезвом виде. Все знают об этом, все происходит на виду у коллектива, его руководителя, объяснения которого по этому поводу довольно-таки недвусмысленны: мол, люди не без «слабостей», зато специалист хороший, нужный. Такая позиция уже в сути своей вредна для нашего спорта, больше того, опасна, ибо разлагает не только самих наставников, их учеников, но и соответствующим образом влияет на окружающих.
У нас, конечно, борются с такими явлениями, присекают их. Но вот парадокс. Скажем, увольняют тренера за нарушение трудовой дисциплины или слабую работу, а он, глядишь, уже преспокойно работает в другом коллективе. Некоторые специалисты на критику реагируют по-своему, возводят свои амбиции чуть ли не в принцип: не нравлюсь — уйду, меня ждут в другом месте. Необходимо со всей серьезностью напомнить руководителям, которые идут на поводу у таких «специалистов», — надо быть непримеримее, в корне пресекать подобные случаи.
Что и говорить, в работе с нарушителями нужно использовать как силу убеждения, так и силу закона. Надо изживать либерализм по отношению к «хорошим» специалистам, лицам, безответственно относящимся к порученному делу, к «летунам».
Тут велика роль руководителей легкоатлетического спорта, тренерских советов, нашего общественного актива. Сегодня, оценивая их деятельность, надо исходить из того, что за состояние и укрепление дисциплины они должны отвечать так же, как и за выполнение плановых заданий. Их прямой долг — четко организовать труд тренера, обеспечить его высокую эффективность, создать все необходимые условия для плодотворной работы, позаботиться о правильной оценке вклада каждого в общие результаты, самим показывать пример добросовестного, инициативного отношения к делу. В свою очередь, и тренер вправе спросить с руководителей, почему не обеспечены условия для нормальной работы, почему нарушен ритм труда. Высокая требовательность к кадрам, строгий спрос за отсутствие инициативы и творчества, взаимное уважение, чувство долга и ответственности каждого и всех, взаимопонимание, создание рабочей атмосферы — все это сегодня должно стать основой для успешного решения задач, поставленных перед нашим легкоатлетическим спортом. На декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось о необходимости более широкого и осмысленного использования на практике рекомендаций и выводов, содержащихся в партийных документах и. постановлениях, направленных на дальнейшее укрепление дисциплины труда, развитие инициативы. Это прежде всего Закон о трудовых коллективах, постановления об укреплении дисциплины, развитии бригадной формы организации труда. И по тому, как в каждой физкультурной организации решения нашей партии и Советского правительства будут воплощаться в практические дела, нужно судить об умении руководителей, общественных активистов, каждого тренера мобилизовать людей, добиваться высоких конечных результатов работы.
Практика показывает, что сегодня наиболее эффективен бригадный метод работы при подготовке спортсменов. Именно это звено тренерского коллектива способно работать плодотворно, с максимальной отдачей. Именно в бригадах предопределен высокий уровень дисциплины труда. Бригадный метод работы позволяет проводить многолетнюю, перспективную подготовку олимпийского резерва. Преимущества здесь неоспоримы. Но слишком уж медленно у нас пока создаются бригады. В повсеместном создании тренерских бригад велика роль коллектива. При высокой сознательности каждого тренера, ответственности за решение поставленных задач, при соблюдении принципа добровольности любой коллектив может решить эту проблему.
В борьбе за укрепление дисциплины, за повышение эффективности труда нужны не громкие слова, а дела, четкая организаторская работа, которые помогут нам решить многие проблемы, что тормозят еще развитие легкоатлетического спорта в стране.