Научно-техническая революция сегодня захватывает одну область человеческой деятельности за другой. Не обошла она и спорт. Ныне, например, мы уже не можем себе представить дорожки и секторы Большой спортивной арены в Лужниках не тартановыми. С тех пор, как выпустили впервые синтетические дорожки, вроде бы прошло не так уж много времени. Однако сколько уже названий! Только в нашей стране с десяток наименований синтетических материалов для беговых дорожек и секторов. Разработками покрытий плоскостных спортивных сооружений занимаются сегодня во многих странах. Сейчас ученые решают в этом плане две задачи: обеспечить оптимальные условия взаимодействия спортсменов с опорой и получить прямые экономические выгоды. Надо сказать, что спортивные площадки, которые необходимо покрыть синтетическими материалами, насчитывают десятки миллионов квадратных метров. Поэтому любое усовершенствование, даже незначительное, в составе материала покрытий или их конструкции в целом обеспечивает огромный материальный эффект. Впрочем, если окунуться в историю, то эти проблемы встречались всегда.
На Олимпийских играх, проводившихся в 1896 г. в Афинах, беговые дорожки представляли, собой смесь глины с песком. Однако такое покрытие обеспечивало удовлетворительные условия для состязаний атлетов лишь в благоприятную погоду.
В Греции с ее сухим климатом, «вечным» солнцем дорожки с таким покрытием были «скоростными». В северных же странах с влажным климатом песчано-глинистые покрытия не могли гарантировать стабильность опоры даже в благоприятное время года. Для компенсации размокания этой смеси в 1903 г. было разработано погодостойкое асфальтовое покрытие. Но из-за высокой твердости асфальтовое покрытие так и не прижилось. Оно вернулось к нам сегодня, только в другом качестве. И все же современное асфальтовое покрытие, которое широко используется ныне на спортивных базах коллективов физкультуры, при длительных на нем занятиях плохо влияет на опорно-двигательный аппарат.
Значительным вкладом в развитие спортивных покрытий являлось создание гаревой беговой дорожки, уложенной в 1904 г. на Олимпийском стадионе Сент-Луиса (США) буквально накануне открытия III Олимпийский игр. Благодаря пористости материала дорожка дренировала влагу при медленном выпадении небольших осадков и продолжительное время удерживала часть влаги, не давала с повышением температуры окаменеть поверхности. Что отличало новое покрытие от глинисто-песчаных? При умеренной влажности гаревая дорожка была эластичной и обеспечивала хороший контакт для опоры спортсмена. Авторитет покрытия держался десятилетия и даже с появлением синтетических материалов продолжал оставлять за собой некоторые преимущества. Так, еще в 1968 г. одновременно тремя негритянскими спринтерами на гаревой дорожке был показан высочайший результат в беге на 100 м — 9,8 сек. Ныне многие известные в прошлом спортсмены с благодарностью вспоминают свои успехи на «гаре».
Но у гаревого покрытия были тоже свои минусы. При высокой, например, влажности, оно становилось непригодным к эксплуатации, из-за чего порой срывались состязания. Требовались также большие расходы по уходу и на ремонтные работы. Специалисты искали выход из положения. И вот в 1912 г. в Австрии было разработано водостойкое покрытие из каменно-деревянной массы, которое было значительно мягче асфальтового. И все же это покрытие не удовлетворяло одним своим качеством — недолговечностью: под воздействием внешней среды быстро разрушалась органическая часть массы.
В 30-е годы в Вене был создан эластичный водопроницаемый материал, содержащий пористые ячейки из легких видов железосланцевых глин, обожженных до заданной твердости и имеющих розовый цвет. Так появилась керамиковая дорожка. И хотя она все же оставаясь твердой, имела уже существенное преимущество перед гаревой — в отсутствии токсичности.
В эти же годы английской фирмой Руббер, которая, кстати, и поныне занимает ведущее место в производстве спортивных покрытий, была разработана дорожка из листовой резины с водопроводящими микроотверстиями. А потом начали появляться одно за другим все новые и совершенные покрытия, в которых битумом или латексом связывали песок, пробку, резиновую крошку и др.
В нашей стране покрытия на основе битума появились впервые в Алма-Ате девятнадцать лет назад. Резинобитумные покрытия имеют преимущества перед грунтовыми в том, что они не пыльны, не размокают, сроки и условия их эксплуатации также значительно выше. И все же они тоже не без недостатка. Из-за колебания температур даже в течение дня у них резко изменяется твердость и упругость, что не позволяет использовать эти материалы для покрытия олимпийских арен.
После Игр XIX Олимпиады в Мехико во многих странах началась лихорадочная разработка покрытий для различных видов спорта, подобных знаменитому синтетическому покрытию «тартан», которое первоначально прошло испытание в качестве покрытия ипподромов.
Большинство зарубежных покрытий содержит резиновую крошку, перемешанную со связующим на базе полиуретанов и уплотненную на сооружениях средствами автодорожной техники. В результате таких же поисков появились соответствующие покрытия и в нашей стране. Так был создан и «арман» (в переводе с казахского «мечта»), который сегодня уложен в различных климатических зонах страны более чем на 150 спортивных сооружениях общей площадью свыше 1200 тыс. квадратных метров. «Арман» — синтетическое покрытие, изготавливается в заводских условиях в виде эластичных плит, материал которых содержит до 20 компонентов. В основном это промышленные отходы и низкосортные каучуки, что, естественно, снижает себестоимость покрытия: стоимость «Армана» от 14 до 22 руб. за квадратный метр.
За последние годы усилия разработчиков направлены на придание синтетическим покрытиям свойств, обеспечивающих аккумуляцию и отдачу усилия при опоре спортсменов, в результате чего можно повысить скоростные качества беговой дорожки.
В процессе многолетней эксплуатации синтетических покрытий наряду с их в общем положительными качествами проявились и некоторые отрицательные свойства. Так, при высоком объеме тренировок на большинстве типов синтетических покрытий у занимающихся появляются боли в нижних конечностях. Это заболевание известно в спортивной медицине под названием «тартановый синдром». Как известно, спортсмены, которые тренировались на грунтовых покрытиях, с такими заболеваниями не встречались. Тогда внимание специалистов вновь обратилось к поиску более совершенных материалов для грунтовых покрытий, которые желательно иметь упругими, эластичными, погодостойкими и которые при этом обеспечивали бы естественное взаимодействие человека с опорой.
Одним из таких перспективных материалов, частично отвечающим перечисленным выше требованиям, оказалась керамзитовая пыль, представляющая собой тонкодисперсную субстанцию светло-коричневого цвета и являющаяся продуктом обжига в барабане при температуре 1200° сланцевых гранул для производства пеноглинобетона и теплоизоляционных материалов.
Как видим, все идет к тому, что в строительстве спортивных сооружений ожидается возврат к минеральным покрытиям, обеспечивающим естественные взаимодействия человека с опорой, а наряду с этим и применение более совершенных синтетических покрытий с более широкими функциями.
Алма-Ата В. Герасименко, заслуженный тренер Казахской ССР П. Сарапаниди, зав. кафедрой спортсооружений Казахского института физкультуры.