Более двух лет отделяют нас от событий Московской олимпиады, но опыт, который был приобретен на ней, еще долго будет предметом самого тщательного изучения. На страницах журнала поделились своими впечатлениями, рассказали о своей работе на Играх уже многие специалисты. Не будет исключением и это выступление нашего постоянного автора из Ижевска, принимавшего активное участие в проведении легкоатлетической программы Игр XXII Олимпиады, почетного судьи по спорту Л. Ходыкина.
Мне хотелось бы рассказать о том, что появилось теперь в практике судейской работы по организации, технологии и использованию технических средств в беговой программе, и что отныне можно было бы с успехом использовать на соревнованиях внутрисоюзного календаря.
Начну по порядку. Сначала о работе стартовой бригады на Играх XXII Олимпиады. Она возглавлялась руководителем, который осуществлял контроль за выполнением технологии, расстановки кадров, взаимодействия с группой подготовки, информации, табло и финишными бригадами. Создание так называемых «накопителей» позволяло сгруппировать и приблизить к старту участников беговых видов программы, а затем выводить спортсменов каждого забега непосредственно к месту старта. Четкая организация сочеталась с созданием необходимых условий. Хорошо сказалось на работе стартеров и разделение их на две бригады, автономно работающие со спринтерами и бегунами на средние и длинные дистанции. Стартовый блок, назовем его так, снабженный электронной и радиоаппаратурой, позволил передавать команды стартера через динамики, вмонтированные в стартовые колодки, и контролировать своевременность ухода спортсмена со старта. Отмечу сразу, что принципы работы стартовой бригады на Олимпиаде-80 сейчас уже широко используются на наших внутренних турнирах.
Служба по дистанции объединяла судей, которые следили за соблюдением правил соревнований участниками во время бега, эвакуацией спортсменов после окончания того или иного бегового вида, транспортировкой одежды участников. На каждый вид разрабатывалась схема, предусматривающая порядок и время выхода судей на рабочее место и ухода с арены, порядок эвакуации спортсменов и маршруты автокар, обеспечивающих перевозку спортивной формы. Сразу отмечу, что, если отсутствуют механизированные средства перевозки, одежду можно переносить и силами так называемой группы обеспечения. После окончания финальных, забегов целесообразно удлинять время, отведенное на эвакуацию, для взаимного выражения эмоций победителя и зрителей. Служба по дистанции состояла из 4 групп по 11 судей в каждой. Старшие групп оснащались рацией для оперативной связи с руководителем службы и другими группами. Думается, что порядок работы службы по дистанции может быть полностью использован на соревнованиях любого масштаба.
Следует отметить, что в зависимости от условий того или иного стадиона технологическая схема по организации работы бригад на финише может быть различной. В каждом конкретном случае большое значение имеет своевременное определение расположения судей и система связи между фотофинишем и секретарями основного финиша (телефон, рация, механический привод или просто шнур) для передачи результатов участников соревнований. Для повышения надежности автохронометража на внутрисоюзных соревнованиях необходимо использовать в работе два аппарата фотофиниша, видеолонжин и таймрекордер. На стадионах необходимо оборудовать специальные помещения для установки аппаратуры и обеспечить стационарную укладку кабеля, соединяющего пульт с местом старта. Президиуму всесоюзной коллегии судей следует, видимо, обратить особое внимание на подготовку судей-хронометрис-тов для работы на фотофинише.
Работа судей на финише, определяющих порядок прихода спортсменов, не претерпели существенных изменений. Если в беге по отдельным дорожкам они выступали в роли дублеров, то в приеме участников средних и длинных дистанций судьи на финише оставались основными «фиксаторами», так как на пленке фотофиниша в силу различных причин можно было определить номера примерно одной трети участников. Для большей эффективности в работе на фотофинише малые номера на трусах у спортсменов (вопреки установившейся практике) необходимо иметь в первую очередь бегунам на средние и длинные дистанции. На Олимпиаде в зависимости от вида беговой программы прием участников проходил по общепринятой методике (спринт, средние и длинные дистанции, ходьба). Практика показывает, что в беге на длинные дистанции и в спортивной ходьбе по стадиону помимо традиционных «крестиков» в протоколе, означающих прохождение участниками кругов дистанции, целесообразно вести контроль времени по кругам по каждому спортсмену. Эта методика полностью исключает ошибки в счете кругов. Использование в работе судей на финише магнитофонов, биноклей повышает оперативность и надежность их работы.
Члены бригады ручного хронометража выполняли на Московской олимпиаде свои обычные функции. Часть из них совмещала работу по фиксированию времени участников на отрезах средних и длинных дистанций. В условиях совместной работы с автохронометражем можно ставить вопрос о некотором сокращении бригады хронометристов, хотя еще нередко встречаются случаи, когда в самый ответственный момент вдруг выходит из строя электронная аппаратура. Тогда ручной хронометраж становится основным, а результаты — официальными.
В бригаду судей, определяющих промежуточное время участников на отрезах средних и длинных дистанций, кроме старшего судьи и двух секретарей входили судьи из финишной бригады, бригады хронометристов и дистанции. Поэтому легко было помнить всю информацию о том или ином беге, и в итоговый протокол заносились данные о времени лидера и всех участников на отрезках дистанции. Оперативность в работе зависела в основном от надежности связи между судьями на этапах с секретарем на финише (связь в виде телефона, рации, просто связного).
Как показывает опыт, четкость в проведении беговой программы зависит в большей части именно от взаимодействия и связи с другими службами. В период подготовки к XXII Олимпиаде большое внимание уделялось отработке совместных действий служб и бригад. Предварительная работа исключила многие вопросы, которые могли возникнуть в ходе соревнований. С этой же целью старшие судьи службы бега принимали участие в разработке технологии по установке и уборке барьеров, составлению диспетчерских расписаний, организации работы видео- и метеослужбы.
В заключение хотелось бы отметить, что вся многообразная и многоплановая работа службы бега в период подготовки и в момент проведения Игр XXII Олимпиады строилась на основе заранее разработанной документации:
а) организация и технология соревнований (общая).
б) организация и технология работы службы бега.
в) функциональные обязанности служб, бригад и каждого из судей.
г) диспетчерское расписание, включающее и деятельность смежных служб.
д) технологическая карта по каждой службе и бригаде, предусматривающая основные операции по месту, времени и непосредственному руководству.
Ознакомление всех судей с указанными выше материалами и документацией на семинарах и посредством издания методических пособий будет способствовать повышению знаний и квалификации судей, что в конечном итоге отразится и на уровне организации и проведения соревнований по легкой атлетике.