Проблема подготовки легкоатлетических резервов в стране всегда находилась в центре внимания Управления легкой атлетики Спорткомитета СССР, спортивных организаций страны и всей спортивной общественности. В результате принимаемых мер создана определенная система подготовки пополнения. Имеется широкая сеть легкоатлетических секций в коллективах физической культуры общеобразовательных школ, ПТУ, средних и высших учебных заведений с числом занимающихся около 4 млн. человек.
В ДЮСШ, СДЮСШОР и школах-интернатах спортивного профиля занимается 372 тыс. учащихся. С юными легкоатлетами только в спортивных школах работает более 13 тыс. тренеров-преподавателей. Таким квалифицированным отрядом специалистов располагает только наша страна. Эти цифры дают основание утверждать, что база для подготовки надежных резервов имеется. В итоге в сборную команду страны за последние годы пришла группа способной, хорошо обученной основам сг1ортивной техники молодежи.
Если на XXI Олимпийских играх в составе советской команды выступило 5 легкоатлетов из юниорского состава 1973—1976 гг., то на XXII Олимпийский играх в Москве — 23 человека из числа юниоров 1977—1980 гг.
В 1981—1982 гг. сборная команда также пополнилась легкоатлетами 1960—1963 гг. рождения. Это спринтеры С. Соколов, О. Золотарева, Г. Шабанов, Е. Филипишина, О. Короткова; прыгуны С. Родин, А. Крупский, А. Бескровный, Л. Косицина, С. Зорина (Ванюшина), И. Духнович, Е. Иванова; метатели И. Никулин, Н. Лисовская. Но такой скромный вклад в подготовку резерва нас не может сегодня удовлетворить. Предпринимаемые спортивными организациями меры не дали желаемого результата. На чемпионате Европы среди юниоров 1981 г. (г. Утрехт, Нидерланды) наша команда завоевала всего лишь 4 золотые медали против 22 у спортсменов ГДР.
Коллегия Спорткомитета СССР указала на серьезные недостатки в подготовке легкоатлетических резервов и неудовлетворительное выступление сборных молодежных команд в международных соревнованиях. Чемпионат Европы 1982 г. в Афинах показал, что главная задача сегодняшнего дня — поиск, воспитание талантливой молодежи и обновление сборной команды страны.
Следовательно, задача спортивных организаций состоит в том, чтобы глубоко проанализировать работу низовых советов, коллективов физкультуры, спортивных школ и отдельных тренеров, потому что прежде всего от них зависит подготовка надежных резервов.
В чем же причина слабого роста спортивного мастерства в юношеской легкой атлетике? Большинство участников дискуссии «Где резервы у резерва?», развернувшейся на страницах журнала, указывают на слабую организационно-методическую подготовку ряда тренеров и на неверный подход к оценке труда тренера-преподавателя и школы в целом.
С этим нельзя не согласиться. Многие специализированные школы и школы-интернаты спортивного профиля не выполняют своей основной задачи — подготовки высококвалифицированных спортсменов.
На чемпионате Европы 1981 г. среди юниоров выступили воспитанники лишь 9 интернатов.
Низкий уровень работы спортивных школ участник дискуссии Л. И. Самотесова, заслуженный мастер спорта, старший тренер СДЮШОР «Десна» г. Брянска, объясняет тем, что.тренеры ставят перед своими учениками локальные цели: показать результат первого спортивного разряда, мастера спорта СССР, выиграть те или иные соревнования местного масштаба.
Действительно, у нас имеются отдельные тренеры и коллективы спортивных школ и интернатов, стоящие на узковедомственных позициях. Между тем речь должна идти не только и не столько о количестве подготовленных разрядников, сколько о качестве их подготовки, отвечающем современному уровню. Нельзя удовлетворяться «мастерством» в своей ДЮСШ, ДСО, ведомстве или республике. Юным всегда нужно измерять свой результат международными мерками.
А на сегодня в практике работы местных спортивных организаций при оценке работы тренера и школы в целом во главу угла ставится количество подготовленных разрядников, чаще всего низших разрядов. Чем больше подготовлено таковых, тем выше места в командной сводке очередного соревнования, тем выше оценка работы тренера и школы.
Конечно, спортивные школы и каждый тренер обязаны готовить разрядников, и это будет одним из показателей качества их труда, но не основным. Если так оценивать работу спортивной школы и тренера, то мы уйдем от решения главной задачи — подготовки надежных резервов для успешного выступления на международной арене.
Главной же оценкой качества труда тренера-преподавателя должны быть разносторонняя целенаправленность физической подготовки юных спортсменов, уровень овладения ими спортивной техникой в избранном виде, уровень выступления на чемпионате Европы среди юниоров, в других международных соревнованиях, их дальнейший рост в группе взрослых спортсменов. Это и подчеркнуто условиями смотра-конкурса спортивных школ, объявленного редакцией газеты «Советский спорт» и Управлением легкой атлетики Спорткомитета СССР.
Пересмотр спортивными организациями критерия оценки работы спортивных школ и тренеров-преподавателей, воспитывающих десятки и сотни тысяч юных легкоатлетов в нашей стране, во многом будет способствовать коренному улучшению качества подготовки спортивных резервов.
Проверка же ряда спортивных школ показывает, что в учебно-тренировочном процессе преобладает словесный метод обучения. Мало используются технические средства, наглядные пособия, средства восстановления, подготовительные и подводящие упражнения, упражнения из других видов спорта. В то же время педагогика располагает богатейшим арсеналом форм, методов и средств, позволяющих повысить результативность каждого учебно-тренировочного занятия.
Вместе с тем многообразие видов легкоатлетической программы используется тренерами не для развития физических качеств и разносторонней целенаправленной подготовки в том или ином виде, а для обучения видам легкой атлетики. Этому в определенной степени способствует проведение спортивными организациями соревнований по многоборьям для легкоатлетов разных специализаций.
Многоборная подготовка в таком понимании на сегодня не только не универсальна, но и не имеет перспективы, так как не создает базы для специальной подготовки в будущем. Это слишком долгий обходной путь, требующий больших организационных усилий, материальных затрат. Поэтому термин «многоборная подготовка» не совсем правильно отражает направленность в работе с юношеским контингентом.
Современные темпы роста спортивных результатов в международном измерении требуют разносторонней целенаправленной подготовки спортсменов в том или ином виде легкоатлетической программы уже в юношеском возрасте. Это не означает, что в их подготовке должно применяться ограниченное количество однообразных средств тренировки. Несомненно, юный легкоатлет должен пройти определенную школу разносторонних движений, его организм должен готовиться к выполнению нагрузок большой интенсивности в будущем.
Следовательно, методической концепцией в работе с юношеским контингентом, и это принципиально, должна быть не многоборная, а разносторонняя целенаправленная подготовка, так как многоборная подготовка — это совершенствование в нескольких видах, а целенаправленная разносторонняя — это развитие физических качеств, необходимых для узкой специализации в будущем.
Для каждого вида легкоатлетической программы тренерским советам необходимо разработать средства и методы, создать свою школу движений и применять их в работе с юношеским контингентом, учитывая возраст, пол, физическое развитие, спортивную и техническую подготовку.
Именно такая специализация — надежный путь к повышению КПД работы спортивных школ и тренеров-преподавателей, что в конечном итоге повысит темпы роста процесса подготовки спортсменов высокого класса.
Легкоатлетические многоборья нужно рассматривать как индивидуальный вид. Поэтому со спортсменами, готовящимися выступать в них, должна вестись также разносторонняя целенаправленная работа. Уточнение терминологии позволит специалистам конкретизировать направление в работе с резервами в легкой атлетике.
Быть или не быть подготовке легкоатлетического резерва разносторонней, целенаправленной, подчеркиваю, а не многоборной и все связанное с этим, не может служить предметом бесконечных споров, ибо в этом случае ни на шаг не продвинемся в вопросах повышения темпов роста спортивных результатов и надежности легкоатлетических резервов.
В этой связи необходимо заметить, что в практике работы с детьми часто имели и имеют место случаи, когда юноши и девушки, добившиеся высоких результатов в юношеском возрасте, при переходе в группу взрослых перестают прогрессировать, а то и вообще снижают свои показатели. Отдельные тренеры считают это явление неизбежным, спад результатов объясняют как закономерное следствие ранее показанных высоких результатов. Однако в большинстве случаев этот спад наблюдается у юношей и девушек, имеющих весьма небольшой стаж учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Эти юные спортсмены, не пройдя определенной школы движений, в силу ряда причин добиваются высоких спортивных результатов, которые являются не более чем вспышкой, гаснущей при переходе в группу взрослых.
Отсутствие базы разносторонней целенаправленной подготовки рано или поздно отрицательно сказывается на спортивных результатах легкоатлетов. Следовательно, речь должна идти не о том, как вредны высокие результаты для юных легкоатлетов, а наоборот, об их закономерности в юношеском возрасте, если они, эти результаты, прочно опираются на многолетнюю разностороннюю целенаправленную подготовку.
В этом случае концепция сохранения сил — неверная концепция. Многолетнее планирование подготовки легкоатлета обеспечит планомерный рост спортивных результатов без каких-либо специальных мер. Отсутствие же многолетнего планирования или пренебрежительное отношение к нему превращает работу тренера в примитивизм и приводит к формальному выполнению тренерских обязанностей. В таком случае процесс подготовки легкоатлетических резервов становится неуправляемым.
Задача руководителей и тренерского совета школы — больше внимания уделять вопросам повышения деловой квалификации работников школы, их самообразования, совершенствования содержания учебнотренировочного процесса и методики в подготовке легкоатлетических резервов эффективности каждого учебно-тренировочного занятия при комплексном использовании всего арсенала разносторонних целенаправленных тренировочных средств и педагогического опыта. В связи с этим техническое оснащение учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и школ-интернатов становится стратегически важным.
Заслуживает внимания обсуждение участниками дискуссии вопроса о преемственности в работе по подготовке спортивных резервов. Желание специалистов в одиночку готовить олимпийцев из новичков, как правило, не приносит успеха, хотя и есть отдельные положительные примеры. И все же в каждой возрастной группе имеется своя специфика подготовки, и чтобы ее усвоить необходим большой, накапливаемый годами опыт работы. А так как срок подготовки легкоатлета высшего класса занимает где-то 10—12 лет, то тренер просто не сможет успеть за свою трудовую деятельность этот необходимый опыт накопить.
Следовательно, функции тренеров-преподавателей, осуществляющих отбор, работающих в группах учебно-тренировочных и высшего спортивного мастерства, должны быть разделены. Поэтому сегодня становится настоятельной необходимостью создание тренерских бригад, в которых один из специалистов осуществляет отбор и начальное обучение, другой ведет учебно-тренировочную работу по спортивному совершенствованию, а третий обеспечивает подготовку спортсменов высшего спортивного мастерства. При этом все три считаются равноценными тренерами ученика, добившегося высших спортивных результатов. В стране есть много положительных примеров, о которых журнал писал.
Особое внимание необходимо уделять воспитательной работе с юными спортсменами, играющей важную роль в подготовке легкоатлетических резервов. А на сегодня приходится констатировать, что отдельные спортсмены не понимают своих обязанностей: не соблюдают режим дня и тренировок, не полностью выполняют план тренировочных нагрузок, порой нерегулярно ведут дневники тренировок, а то и вовсе не ведут, пренебрежительно относятся к сопернику, не сориентированы на большую работу и достижение высоких результатов в ответственных стартах, не умеют самостоятельно вести спортивную борьбу, анализировать выступление свое и соперника. Появились легкоатлеты, считающие себя незаменимыми. Это результат того, что воспитательная работа в школах носит эпизодический характер.
Воспитанию нужно уделять серьезное внимание, необходимо бороться с потребительским отношением к спорту, малейшим проявлением стяжательства, создавать в учебных группах и в школе атмосферу нетерпимости к иждивенческому настроению. Нужно воспитывать спортсменов в духе самопожертвования ради высокого результата и победы. Нужно воспитывать юных на примерах В. Куца, В. Голубничего, П. Болотникова, В. Борзова, В. Санеева, В. Маркина, Н. Ткаченко, Н. Авилова и других наших олимпийцев, обладавших высочайшими качествами спортивной личности! Их спортивный подвиг должен быть путеводным маяком для юных.
Количество спортивных школ в нашей стране за последние годы значительно выросло и будет увеличиваться в будущем. Назрела настоятельная необходимость в координации рационального их размещения.
Сейчас же, как показывает практика, в силу того что спортивные школы находятся в подчинении ДСО и ведомств, создаются они порой там, где нет для этого необходимых условий, наличия спортивной базы, тренерских кадров и контингента занимающихся. В этом проявляется стремление отдельных ДСО и ведомств иметь «свою» сеть школ, независимую от других. Так, в Молдавской ССР динамовские организации открывают спортшколу с отделениями по легкой атлетике в Кишиневе, Тирасполе, Бендерах и других городах и местностях, где уже есть, причем неплохие, школы системы просвещения, спорткомитета, ДСО профсоюзов и, естественно, отсутствуют необходимые тренерские кадры для вновь открывающейся школы. Это приводит к тому, что в ряде территорий СДЮШОР избыток: в Краснодаре — 4, Минске — 5, Московской обл. — 7, а на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока — недостаток. В таких крупных городах, как Новосибирск, Хабаровск, Челябинск, их вообще нет ни одной.
Дискуссии на страницах журнала велись неоднократно. Участники последней подняли очень важные вопросы в подготовке резерва, высказали ряд критических замечаний, отметили недостатки в работе отдельных звеньев нашей юношеской легкой атлетики. Следует сказать, что многие из них не впервые выносятся на обсуждение. К сожалению, с годами уже утвердился своеобразный стандарт этих недостатков. Пора с ними покончить. Спортивными организациями, в ведении которых находятся спортивные школы, нужно потребовать от руководителей школ отчетности по затраченным средствам ДЮСШ, СДЮШОР на подготовку легкоатлетических резервов.
Управление легкой атлетики Спорткомитета СССР приняло ряд мер, направленных на улучшение работы по подготовке резервов. При Федерации легкой атлетики СССР создан комитет олимпийского резерва сборных команд страны и юношеской легкой атлетики. Основные задачи комитета — помощь спортивным организациям страны в вопросах массового развития легкоатлетического спорта в СССР и подготовки олимпийского резерва сборных команд страны. Подобные комитеты должны быть созданы при областных, краевых, республиканских федерациях легкой атлетики, а также при федерациях ДСО и ведомственных физкультурных организациях.
Пересмотрен состав тренерского совета группы резерва. Старшие тренеры группы видов молодежных сборных команд введены в состав тренерских советов взрослых на правах заместителей председателей тре нерских советов по резерву.
С целью лучшего управления подготовкой ведущих молодых атлетов разработан и введен в качестве одной из форм планирования организационный план-график кандидата в молодежную сборную команду СССР. Спортивным организациям и руководителям школ нужно оказать помощь тренеру и спортсмену в реализации этого плана и установить контроль за его выполнением.
В стадии завершения подготовки к изданию поурочных программ разделы программ печатаются в журнале «Легкая атлетика». Внесены предложения по совершенствованию положения о детско-юношеских спортивных школах. Подготовлено к изданию методическое письмо для тренера-преподавателя и другие документы.
Для повышения эффективности работы спортивных школ и школ-интернатов спортивного профиля предстоит еще сделать немало. Одно должно быть неизменным — постоянное внимание к школам со стороны спорткомитетов, ДСО и ведомств, основанное на систематическом контроле за их деятельностью, добросовестное отношение работников спортивных школ к своим обязанностям.
М. Лямцев, заместитель начальника Управления легкой атлетики Спорткомитета СССР.