Четыре года назад спортсмены, журналисты, зрители, гости Олимпиады-80 сидели на трибунах Лужников и со слезами на глазах смотрели, как улетал в московское небо так полюбившийся всем олимпийский Миша. А над стадионом и, казалось, над всей планетой плыли слова из песни Пахмутовой:
До свидания, Москва, до свидания...
До свидания, до новых встреч!
И вот через четыре года это свидание состоялось, и было оно таким же радостным, как и те встречи на олимпийских аренах 1980 года. Вновь в одно место собрали сильнейших спортсменов мира прекрасные состязания, у которых такое короткое и красивое название: «Дружба». Прекрасен и девиз их, вплетенный в эмблему, — три слова, связанные неразрывно друг с другом: «Спорт—дружба—мир».
Слова эти, как никакие другие, сумели выразить дух, идею, суть «Дружбы-84». Славящаяся своим гостеприимством Москва вновь радушно распахнула для сильнейших спортсменов мира двери своих стадионов, спортивных комплексов, Дворцов спорта, где проходили четыре года назад захватывающие поединки надолго запомнившейся всем своим высочайшим спортивным уровнем и необычайно теплой атмосферой Олимпиа-ды-80.
...Четыре года готовились спортсмены социалистических стран, как и спортсмены всего мира, к главным стартам четырехлетия — очередным олимпийским играм, которые состоялись на этот раз в США, в столице Калифорнии Лос-Анджелесе. Готовились самым серьезнейшим образом и сумели подготовиться, как показал прошедший сезон, отменно. Но разнузданная антисоциалистическая, антисоветская кампания, поддержанная правителями из Белого дома, сделала невозможным их участие в играх на американском континенте. Более шестидесяти процентов сильнейших атлетов мира, чемпионов и призеров последних чемпионатов мира не смогли принять участие в борьбе за олимпийские медали самой высшей пробы на Олимпиаде, где олимпийский огонь был осквернен духом наживы. Главными стартами сезона для них и стали соревнования «Дружба-84». А в отсутствие сильнейших уровень спортивных результатов, показанных победителями Лос-Анджелеса, был невысок — на всех аренах за все дни борьбы было установлено всего 11 мировых рекордов, причем 10 из них — в одном виде — в плавании. Для сравнения напомним: в Мюнхене в 1972 г. мировых рекордов было установлено 33, в Монреале — 32, а четыре года назад в Москве — еще больше — 36!
Это же самое подтвердил и легкоатлетический турнир Игр-84: уровень результатов в целом ряде видов программы по сравнению с предыдущими олимпиадами и чемпионатом мира был невысок.
Как известно из олимпийской истории, лишь однажды, в 1948 году, в первых послевоенных Играх, не было установлено на турнире легкоатлетов ни одного мирового рекорда. Обычно же олимпийские состязания дарят их в изобилии. В Монреале, к примеру, их было девять, в Москве — шесть. На этот же раз проходил день за днем, а из Лос-Анджелеса не поступало ни одного сообщения о рекордах. И только под занавес состязаний четверка американских спринтеров во главе с получившим уже до этого три золотые медали негритянским атлетом Карлом Льюисом пронесла палочку в эстафете 4Х100 за 37,83, превысив прежнее мировое достижение.
На турнирах же «Дружбы-84», которые проходили практически в столицах всех социалистических стран, причем на трех разных континентах — в Европе, в Азии и в Южной Америке, — установлено 46 мировых, сотни национальных рекордов! И это несмотря на то что старты «Дружбы» проходили через три недели после Игр в Лос-Анджелесе, к стартам в которых, как известно, планировали свой пик спортивной формы атлеты. А его, как известно, очень трудно удержать. Особенно это относится к представителям «королевы спорта», где ныне пик формы специалисты планируют почти ювелирно. Легкоатлеты, состязавшиеся в Москве и в Праге, сумели в двадцати номерах олимпийской легкоатлетической программы показать результаты, превышающие достижения Лос-Анджелеса.
Надолго запомнят пражане интереснейший спор сильнейших метательниц диска — а собрались здесь практически все лучшие спортсменки во главе с рекордсменкой мира нашей Галиной Савинковой, чемпионкой мира М. Опитц из ГДР, чемпионкой Европы болгаркой Ц. Христовой. Поэтому неудивительно, что результаты всех участниц были наголову выше, чем у финалисток турнира дискоболок на Олимпиаде в Лос-Анджелесе. В Праге в споре сильнейших родился новый мировой рекорд — 73,36, который установила недавняя юниорка из ГДР Ирина Месцински, а результат седьмой участницы был выше, чем у победительницы Олимпийских игр.
Прекрасные результаты на уровне мировых рекордов показали в Праге метательницы копья, толкательницы ядра. В этом виде, кстати, в очном споре встретились участницы «Дружбы-84» с только что победившей в Лос-Анджелесе спортсменкой из ФРГ К. Лош. В Праге ей не удалось толкнуть ядро даже за отметку 20, и заняла олимпийская чемпионка только восьмое место.
Отличных результатов добились в Праге и представители других легкоатлетических дисциплин.
И в Москве яркие захватывающие поединки развернулись в секторах и на беговых дорожках. Такого уровня результатов, какой показали метатели молота, не видел еще ни один стадион мира. Победитель «Дружбы-84» Юрий Седых во всех шести попытках послал молот за недавнюю гроссмейстерскую отметку 83 м, а в лучшей — на 85,60.
Высочайшие результаты показали в Москве победители и призеры кубинец О. Лара (100 м — 10,17), А. Буссе (1500 м — 3.36,65) и У. Хон (копье — 94,44) из ГДР, наши К. Семыкин (длина — 8,38), О. Проценко (тройной — 17,46), К. Волков (шест — 5,80), эфиопский бегун Д. Неди (марафон — 2:10.31).
Но не только высочайший спортивный уровень отличал старты «Дружбы-84». Здесь было в избытке того, чего не хватало стартам в столице Калифорнии — сердечности, дружелюбия, теплейшего отношения зрителей ко всем без исключения участникам, как к победителям, так и к тем, кто финишировал последним. Рука не поднялась написать — к «побежденным», потому что таковых на гостеприимных аренах Москвы не было!
Гостеприимный характер нашей столицы известен издавна и далеко за пределами нашей родины. Поэтому на ее приглашение принять участие в стартах «Дружбы» незамедлительно откликнулись спортсмены из 50 стран разных континентов. «Наши атлеты, — сказал руководитель спортивной делегации Франции П. Вэсс, — ни минуты не колебались относительно того, принимать или не принимать участие в турнире «Дружба-84». Репутация Москвы как организатора крупнейших спортивных форумов общеизвестна».
«С теплотой Москвы, гостеприимством москвичей я познакомился еще на Спартакиаде народов СССР в 1979 году, — сказал наш старый знакомый двукратный олимпийский чемпион Московской олимпиады Мируте Ифтер, который ныне приехал в нашу страну в качестве тренера эфиопских бегунов. — Ваша столица — удивительный город. Здесь у людей улыбки на лицах. Я приезжаю к вам как домой».
Об этом же говорил и другой большой друг нашей Родины, знаменитый кубинский бегун Альберто Хуанторена: «Самая памятная для меня победа в спорте — первая. Это было здесь, в Москве, в 1973 году, на Всемирной универсиаде. Никогда не забуду тех дней. Мне кажется, что как спортсмен я и родился в вашей столице. А теперь я приехал в Москву, чтобы попрощаться с большим спортом. Там, где я начал свой путь в легкой атлетике, я и завершу его. Я постараюсь подарить москвичам красивый бег».
И москвичи по достоинству оценили преподнесенный подарок. Бурей долгих, несмолкающих оваций приветствовал стадион прекрасную победу двукратного олимпийского чемпиона, который своим знаменитым финишным броском на последней стометровке обошел лидеров и разделил первое—второе места с польским бегуном Рышардом Островским.
Да, соперничество на беговых дорожках, в секторах Лужников, на других аренах, повсюду, где проходили турниры «Дружбы-84», было чрезвычайно острым, какое и подразумевает изначально большой спорт. Но это было соперничество больших друзей, которые соперниками были только на дорожке во время схваток, поединков, забегов и заплывов. Финишировав, обнялись Хуанторена и Островский. А чуть позже, на пресс-конференции,
Хуанторена скажет, что рад был разделить свою последнюю в жизни золотую медаль с польским бегуном, потому что первым его тренером, приведшим к золотым олимпийским медалям, был польский тренер Зигмунд Забежовский.
Соперничество прыгунов в высоту нашего В. Середы и X. Сотомайора с Кубы привело к тому, что судьям пришлось объявить победителями обоих. И они, стоя на верхней ступеньке пьедестала вдвоем, обнялись, олицетворяя дружбу спортсменов двух стран — СССР и Кубы.
Упорно, до последнего метра вели борьбу за первое место на дистанции 5000 м Е. Игнатов из Болгарии и наш Д. Дмитриев. Всего на полсекунды опередил болгарский спортсмен Дмитриева, а после финиша он сразу пожал руку нашему бегуну и сказал: «Спасибо, друг, ты помог мне одержать самую большую победу в моей жизни. Половина этой победы — твоя».
В этом же забеге бежал далеко позади и бегун из Ливана Ахмад Файтаруни. Днем раньше он участвовал в забеге на 10000 м и, отстав от лидеров, думал уже сходить с дистанции. Но его так тепло приветствовал следивший за ним стотысячный стадион, что Ахмад не только финишировал, но и решил выйти на старт и следующей стайерской дистанции, хотя бежать не собирался.
Из таких вот моментов и складывалась та удивительная атмосфера теплоты и доброты, которая и определила характер этих состязаний дружбы. Способствовали этому хорошо продуманная организация отдыха спортсменов, их питания, медицинского обслуживания. Например, круглосуточно обслуживал участников «Дружбы-84» врачебно-физкультурный диспансер № 1. Жили участники «Дружбы-84» все вместе в гостинице «Россия». Здесь же располагался специальный штаб, который организовывал досуг спортсменов. Практически каждый из них мог подать любую заявку в соответствии со своими культурными запросами и она была бы удовлетворена. Гости совершали экскурсии по Красной площади, Кремлю, Москве, Подмосковью, посещали цирк, концертный зал имени Чайковского, где проходили гастроли Ансамбля песни и пляски донских казаков.
Да, «Дружба-84» удалась на славу. Она войдет в историю спорта и своим высоким спортивным уровнем, и своей широкой географией, и своей радостной палитрой настоящего большого праздника молодежи, праздника мира, спорта и дружбы.
Прыгун с шестом победитель соревнований Константин Волков сказал: «Огромное спасибо вам, московские зрители, за теплоту, поддержку, за вашу доброту и гостеприимство. Огромное спасибо организаторам этих интереснейших состязаний, сумевших в короткий срок подготовить арены к соревнованиям. Прощаясь, мы говорим, обращаясь ко всем спортсменам мира: мы — за чистоту олимпийских идеалов, мы против вмешательства в спорт политиканов, которые пытаются принести в него дух наживы и коммерции. Мы — с вами, мы хотим и будем встречаться на стадионах со спортсменами из разных стран, потому что мы за мир, спорт, дружбу».
Присоединяясь к словам К. Волкова, и мы хотим сказать: спасибо участникам «Дружбы-84», которые постарались продемонстрировать на московских аренах свое самое высокое мастерство и подарили зрителям много радостных минут, подарили много рекордов, подарили много интересных драматичных минут самой бескомпромиссной борьбы.
Спасибо и наставникам спортсменов, которые подвели их в наилучшей спортивной форме к старту в «Дружбе-84».
Спасибо организаторам, подготовившим арены в короткий срок и обеспечившим высочайший уровень организации соревнований.
Спасибо, наконец, а может быть, и в первую очередь, зрителям, которые в эти августовские дни до отказа заполняли трибуны стадиона в Лужниках, спорткомплекса «Олимпийский», велотрека в Крылатском, стрельбища в Мытищах.