Ни секунды не колебался пресс-атташе американской команды в ответе на вопрос, сколько золотых медалей способны завоевать атлеты США на чемпионате мира.
— Восемь, не больше, — предсказал он 7 августа, когда на Олимпийском стадионе прозвучали первые стартовые выстрелы. Они вытолкнули с колодок лучших бегунов США — будущих чемпионов мира Карла Льюиса и Келвина Смита, достойных друг друга соперников, барьериста Эдвина Мозеса, давно уже разучившегося бегать плохо.
Прогноз оказался точным. Тренеры остались довольны. Им не в чем было упрекнуть своих спортсменов.
— Исполнились самые обнадеживавшие предсказания. На чемпионате мира выступала лучшая наша команда, — заявили наставники сборной США на заключительной пресс-конференции. — Мы видим, что успешно продвинулись вперед в выполнении наших программ развития легкоатлетического спорта, которые включают в себя значительные усилия в области спортивной науки и медицины. Естественно, невозможно выступать в каждом виде на 100 процентов. Всегда есть потери. Но мы абсолютно удовлетворены тем, что произошло в Хельсинки. Надеемся, сегодня мы располагаем хорошей основой для команды 1984 года. У нас имеются по истине выдающиеся исполнители.
Шесть золотых медалей чемпионата пришлись на счет трех легкоатлетов: Карла Льюиса (100 м, 4Х100 м, прыжок в длину), Келвина Смита (200 м, 4X100 м) и Мэри Дэккер (1500, 3000 м). В июне на первенстве США, которому американские спортсмены придают первостепенное значение, Льюис выиграл три чемпионских титула. 100 м он пробежал за 10,27, 200 м — за 19,75, в прыжке в длину он преодолел расстояние в 8,79. Никто еще не прыгал так далеко на равнинных стадионах. Высокое напряжение отличало старты спринтеров, опоры легкой атлетики США. Льюис признал, что после чемпионата он чувствовал себя очень утомленным. Поэтому в его выступлениях настал необычно, длительный для американского спринтера перерыв, атлет на время вышел из «игры».
Надвигалось первенство мира, на которое Карл делал очень большую ставку.
— Я старался беречь себя, не состязался, только тренировался, копил силы. 1 августа в шведском городе Мальмё провел один пробный старт на 200 метров, показав результат 20,27, который свидетельствовал о правильности подготовки, — рассказал Льюис журналистам сразу по приезде в Хельсинки.
Главным образом Льюис был озабочен предстоящим выступлением в беге на 100 м, перспективой соперничества с рекордсменом мира Келвином Смитом. Но Карлу удалось выйти на необходимый уровень готовности. В финале на 100 м он вел бег заметно свободнее и увереннее своих соперников. В прыжке в длину в Хельсинки Льюис не имел конкурентов. Здесь ему не понадобилось прилагать больших усилий. Он вообще прыгнул только два раза. Его вниманием владела эстафета 4Х100 м, в которой он, как и планировал, стал соавтором мирового рекорда.
Многие специалисты считают, что в Хельсинки Льюис мог выиграть и на дистанции 200 м.
— Нет, это будет уже слишком, — заявил Льюис в Хельсинки перед чемпионатом. — Я не ощущаю в себе достаточно сил для четвертого вида. Оставлю 200 метров на следующий год, если, конечно, сумею улучшить свою форму.
Прыжок в длину остается главным видом Карла Льюиса. Среди прыгунов нет пока равных ему соперников. Единственное, что не дает покоя атлету, это мировой рекорд.
— Я придаю очень большое значение установлению мирового рекорда в прыжке в длину, — объясняет Льюис. — Рекорд Джесси Оуэнса продержался 25 лет, 15 лет стоит достижение Боба Бимона. Это говорит о том, что рекордсмены в прыжке в длину действительно большие атлеты. Лично я поставил перед собой задачу через два года перейти рубеж 30 футов (9,14).
На дистанции 100 м все сильнее угрожает Льюису Келвин Смит. После установления в июле мирового рекорда Смит намеревался в Хельсинки победить прежде всего в беге на 100 м. Поэтому-то «серебро» не обрадовало Келвина, хотя он и понимал, что проиграл великому атлету.
— Я еще не раскрыл полностью своих способностей. Предстоит многое улучшить в моем спринте. Придет время, и я соберу все воедино,— пообещал Смит.
Вскоре после чемпионата мира, 24 августа, в Цюрихе Смит на дистанции 100 м повторил равнинный рекорд мира (9,97), установленный в мае прошлого года Льюисом. А на 200 м Смит состязался в Льюисом и победил того с превосходным временем — 19,99. Эти результаты еще раз подтвердили то, что Смит не случайно носит титул рекордсмена мира.
Льюис и Смит, безусловно, самые яркие фигуры в легкой атлетике США последних лет. Но своим ростом они во многом обязаны десяткам других негритянских спринтеров. Под их капором лидеры вынуждены тренироваться еще упорнее, неустанно подыскивать ключи к скорости.
— Чтобы принять вызов других спринтеров, приходится много работать. Когда на старт выходим я и Рон Браун, это все равно что финал чемпионата мира. А такие встречи происходят почти еженедельно, — говорит Льюис.
А ведь кроме 22-летнего Рона Брауна, показавшего в прошлом году 10,06, есть еще и бронзовый призер чемпионата мира Эммит Кинг (10,06), ждет олимпийского сезона и Мэл Лэттни (третий в списке среди сильнейших в мире в 1983 г.— 10,03). На дистанции 200 м Ларри Мирике достиг 20,03. Все быстрее бежит Эллиот Квоу. В прошлом году к личному рекорду (20,16) он добавил серебряную медаль мирового первенства, заставив поволноваться Келвина Смита. Жаждут побед и другие (сегодня малоизвестные, но не менее талантливые) темнокожие спринтеры.
Чемпион мира в беге на 110 м с/б Грег Фостер — могучий атлет, обладающий выдающимися скоростными данными. Вспомним, как в Хельсинки он потерял ритм и пробивался к финишу, подминая под себя барьеры. Для другого барьериста такая концовка бега стала бы катастрофой. А Фостер хотя и ценой колоссальных усилий, но выиграл.
Он обладает лучшим результатом прошлого сезона в мире — 13,11. И он не расстается с мыслью «добежать» до мирового рекорда Ренальдо Нехе-мии. В Хельсинки Фостера преследовал другой американский барьерист, к тому же еще и отличный спринтер Уилли Грулт. Но, вероятно, его, бронзрвого призера чемпионата, участника установления рекорда мира в эстафете 4X100 м, мы больше не увидим на беговой дорожке: в середине августа он подписал контракт на выступление в профессиональном футбольном клубе. Свыше миллиона долларов заплатили Гоулту за этот шаг.
— Для меня потерять легкую атлетику — все равно что навсегда расстаться с близким человеком, но нужно идти вперед и жить, — сказал Гоулт.
В стране, где он живет, решающее слово имеет доллар. Поэтому неудивительно, что атлет последовал примеру мирового рекордсмена Нехемии. Страх остаться после окончания легкоатлетической карьеры за пределами мира преуспевания толкает атлетов принимать предложения заправил профессионального спорта.
Но Фостер в одиночестве не остался. За 13,17 пробежал Сэм Тёрнер. До 13,32 улучшил личный результат Тони Кемпбелл. Как и спринтеры на дистанциях 100 и 200 м, американские барьеристы в Лос-Анджелесе будут претендовать на три первых места.
Из лидеров в беговых видах только Эдвин Мозес кажется недосягаемым. Рекордсмен мира (47,02), он в прошлом году оторвался от второго в мировом списке Андре Филлипса на 0,76. Эдвин всегда бежит быстрее любого соперника и ошибок не допускает. И уже сегодня его вместе с Льюисом можно назвать будущими победителями Олимпиады.
В прогнозах мужской команде США в Хельсинки выделяли еще два первых места. Предполагалось, что чемпионами могут стать бегун на 1500 м Стив Скотт и участники эстафеты 4X400 м.
Однако англичанин Стив Крэм в лучших традициях британской школы бега на средние дистанции расправился со Скоттом и марокканцем Саидом Ауитой, в то время являвшимся лидером сезона, Крэм точно оценил возможности соперников и избрал самый благоприятный для себя тактический вариант бега.
А в эстафете 4X400 м американцы заняли 5-е место. Это объясняется не только грубыми ошибками в технике эстафетного бега. В прошлом году на дистанции 400 м американцы продолжали терять былые позиции. Самым быстрым в сезоне 1983 г. стал Эрвин Скамраль (ФРГ) — 44,50. За ним следует чемпион мира Берт Камерон (Ямайка) — 44,62, Джеймс Ролл из США — третий, 44,73.
Без особого успеха выступили в Хельсинки американские метатели. В метании диска Арту Барнсу досталось лишь 8-е место. А экс-рекордсмен мира знаменитый Мак Уилкинс был двенадцатым. Очевидно, что дискоболы США не были готовы к состязаниям чемпионата. Да и в толкании ядра Дейв Лаут, у которого второй результат сезона в мире, довольствовался только 5-м местом. В крупнейших соревнованиях Лаут пока не проявил себя.
В метании копья на мировом первенстве Детлеф Михель (ГДР) существенно превзошел рекордсмена мира Тома Петраноффа.
— Я должен извлечь из чемпионата хороший, поучительный урок,— заявил автор поразительного рекордного результата (99,72). — Я не был готов к выступлению в дождливую погоду, однако это не значит, что дождь- помогал моим соперникам. Я не хочу умалять победу Михеля. Он действительно заслужил ее.
Петранофф чувствует, что и дома, в солнечном Лос-Анджелесе, его ожидает не менее сложное соревнование.
Две золотые медали, которые недобрали мужчины, забрала Мэри Дэккер. В прошлом году она показала лучший результат в мире на дистанции 1500 м (3.57,12) и 4-й на 3000 м (8.34,62). Дэккер — одна из тех спортсменок, которые, несмотря на все невзгоды, умеют ждать своего часа. И когда он приходит, они действуют наверняка.
Правда, следует указать, что в соперничестве с Дэккер в беге на 1500 и 3000 м советские бегуньи почему-то скрыли свое умение вести действенную командную тактическую борьбу. И это при том, что на обеих дистанциях в финалах выступали по три наших спортсменки.
— Я знала, что, возглавляя бег, получу лучшие шансы на победу, — рассказывала Дэккер после выигрыша забега на 3000 м. — Я чувствовала, что остальные бегуньи невозражали против моего лидерства. Никто даже не пытался меня обойти. Была уверена: заключительное ускорение у меня получится, кто бы рядом со мной ни оказался.
Финал на 1500 м повторил сюжет состязания на 3000 м. Дэккер должна заставить наших бегуний и их тренеров крепко призадуматься. Ведь именно им, а не Дэккер прочили победу. Да и после чемпионата американские специалисты, воздавая должное своей героине, подчеркивали, что в Лос-Анджелесе исход борьбы может быть иным, чем в Хельсинки.
В беге на 100 и 200 м в США только рекордсменка мира Эвелин Эшфс/рд могла надеяться на победу над спортсменками из ГДР. Однако травмированная Эшфорд не закончила финальный забег на 100 м.
— Я очень расстроена. Однако в следующем году я вернусь обратно на дорожку, у меня еще есть что сказать, — заявила Эшфорд журналистам.
Продолжается «рост» Дианы Уильямс. В Хельсинки она финишировала третьей в беге на 100 м. На этой дистанции в прошлом году она поднялась до 10,96. Этот результат был показан в условиях среднегорья Колорадо-Спрингс.
Могут претендовать на награды Лос-Анджелеса также Флоренс Гриффит (100 м — 11,05; 200 м — 22,23) и Чандра Чиз-боро (200 м — 21,99). Впервые в прыжке в длину 7 м преодолела Кэрол Льюис. В Хельсинки прыжок при сильном попутном ветре на 7,04 принес ей бронзовую медаль.
Американским легкоатлетам по силам выступить и в нынешнем году на том хорошем уровне, которого они достигли в сезоне чемпионата мира. И все-таки оптимизм, высказанный тренерами США на пресс-конференции в Хельсинки, граничил с осторожностью. Они не осмелились делать какие-либо прогнозы.
— Трудно в настоящий момент предсказать, как все обернется в следующем году. Такого рода прогнозы выглядят несерьезными. Существует слишком большое количество обстоятельств, которые определяют кто выиграет, а кто проиграет. Так, наши молодые атлеты будут ощущать большое психологическое давление от сознания, что за ними наблюдают десятки тысяч зрителей на стадионе и миллионы по телевидению, — было заявлено журналистам.
И еще, тренеры, ответственные за подготовку команды к Олимпиаде, понимают, что с наступлением нового сезона опять закружится карусель состязаний, и контролировать соревновательные нагрузки ведущих атлетов будет почти невозможно.
Нововведением, которое должно помочь при отборе команды, явилось решение Атлетического конгресса США провести на отборочных предолимпийских состязаниях допинг-контроль. Нужно указать, что он впервые будет осуществлен на внутренних американских легкоатлетических состязаниях.
Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code
Напишите свой отзыв к этой статье
сергей
11.11.2015 20:50
хорошо бегал Карл.но,ни за что не поверю,что все его рекорды установлены без допинга.тем более он неоднократно попадался на применении оного.но,не доказали.а Бена Джонсона жалко.