В прошлом году британские бегуны на средние дистанции продолжали удерживать свои традиционно сильные позиции. В отсутствие Себастьяна Коэ Стивен Крэм стал чемпионом мира в беге на 1500 м, а Стивен Оветт опять установил мировой рекорд на этой дистанции. Вновь не позволил соперникам даже приблизиться к себе на состязаниях в Хельсинки десятиборец Дейли Томпсон.
Неожиданно плохо на первенстве мира выступил чемпион Европы прыгун тройным Кейт Коннор. Он не выполнил квалификацию. Зато столь же непредвиденно чуть было не победила в метании копья Фатима Уайтбред. В последней попытке рекордсменке мира из Финляндии Тиине Лиллак удалось обойти английскую метательницу. Трудные задачи выполнили бегунья на 200 м Кэти Смоллвуд и стипльчезист Колин Рейте, завоевавшие в необычайно острых ситуациях бронзовые награды. Однако остановим особое внимание на тех, кто достиг в предолимпийском сезоне наибольших успехов.
Стивен Крэм
К началу чемпионата мира среди бегунов Великобритании только Стивен Крэм был реально способен победить в Хельсинки. Рекордсмены мира Себастьян Коэ и Стивен Оветт вошли в полосу травм и болезней. Они так и не смогли вернуть для старта в Хельсинки былую форму.
На Крэме не лежало бремя мировых рекордов. А победа на чемпионате Европы 1982 г. в беге на 1500 м подсказывала ему, как нужно действовать и в дальнейшем.
Из того, что произошло в Афинах и в Хельсинки, складывается впечатление, что он большее значение, чем его предшественники, покорители рекордов, придает тщательно разработанному тактическому плану, учитывающему предполагаемые ходы главных конкурентов, манеру их выступлений.
Перед забегами в Хельсинки по личному результату сезона в мире он находился на десятом месте. Этим объяснялась та осторожность, с которой Стивен относился уже к предварительным соревнованиям.
— Потенциально я способен победить. Но в этом сезоне имею только шесть стартов. И здесь всего за три дня придется три раза выйти на дорожку. Многое зависит от того, как сложатся для меня забеги. Думаю, ни у кого нет иллюзий, что попасть в финал чемпионата мира простое дело. Но если я буду среди финалистов, то смогу победить, — говорил Крэм накануне первого старта.
Предстоящие трудности его не пугали. Они заставляли Крэма быть еще внимательнее. Он понимал, что нельзя отдавать развитие событий в руки случая.
В день финала Стивен хотел одного — быстрее занять место на старте и там уж показать все, на что способен.
— Знал, Ауита решится на ранний затяжной рывок. И действительно, после 1000 м он предпринял ускорение, но я был готов к этому и внимательно следил за марокканским бегуном. Мой черед настал, когда оставалось бежать примерно 200 метров. Теперь меня не волнует, установлю ли я когда-нибудь в своей жизни мировой рекорд,— эти слова Крэма свидетельствовали о колоссальном значении первого места на чемпионате мира.
Можно понять Оветта, который был в Хельсинки четвертым, сказавшего:
— Сейчас Крэм определенно первый среди нас. Он выиграл главное соревнование года. Он оставался бы первым, сколько бы рекордов я не побил.
9 сентября, спустя 5 дней после установления нового мирового рекорда на дистанции 1500 м, Оветт опять проиграл Крэму, на этот раз в беге на милю.
Стивен Оветт
4 сентября в Риети Оветт вернул себе мировой рекорд на 1500 м (3.31,77). Только неделю носил титул рекордсмена мира американец Сидней Мейри (3.31,24).
— Это погребет под собой утверждения циников, что с Оветтом все кончено, — так оценил рекорд Оветт.
В третий раз обновил Оветт рекордное достижение на этой дистанции, заявив, что в следующем году он может улучшить и свой нынешний результат.
— При идеальных условиях я и сегодня был в состоянии пробежать быстрее 3.30. Мешал ветер. Приходилось с ним бороться и это сбивало ритм. Правда, превосходно задавал ритм Дэвид Мак. Хороший лидер не дает расслабляться психологически и физически. Но я не ожидал, что время окажется рекордным, — говорил воспрянувший духом рекордсмен.
Травмы, из-за которых Оветт пропустил сезон 1982 г., не позволили ему провести достаточно интенсивную подготовку к чемпионату мира. Специалисты из Великобритании отмечали, что хотя Оветт и значится среди участников чемпионата, он пока не в той форме, чтобы рассчитывать на победу. Да и сам Оветт в интервью журналистам признавал:
— Честно говоря, я не чувствую себя в полном порядке.
Он полагал, что успешнее сможет выступить в беге на 800 м. Однако тренеры команды выбрали для него 1500 м, где он владел рекордом мира и вторым результатом сезона (3.35,81). Таким образом, на дистанции 800 м в Хельсинки не стартовали ни олимпийский чемпион Оветт, ни заболевший рекордсмен мира Коэ. Добавим, что незадолго до чемпионата мира Коэ потерпел несколько поражений, редких для этого атлета.
Оветт несмотря на, пожалуй, впервые столь реальную угрозу неудачи решил не упускать возможность бежать на мировом первенстве.
— Наверное, это было самое плохое мое выступление. Я попытался догнать лидеров в тот момент, когда они уже вовсю устремились к финишу,— разочарованно говорил Оветт.
Конечно, прошлый год нанес урон репутации Оветта как атлета почти непобедимого. Но своим рекордом он напомнил, что продолжает оставаться бегуном высочайшего класса.
Дейли Томпсон
За восемь недель до первенства мира Томпсон получил травму. Он был обеспокоен. С одной стороны, не желал пропустить чемпионат, с другой — опасался, что проигрыш Юргену Хингсену (ФРГ), к тому времени вновь рекордсмену мира, психологически поддержит соперника перед сезоном Олимпиады. Только утром в день состязания Томпсон принял окончательное решение. Травма, если в самом деле она была сколько-нибудь серьезной, пощадила десятиборца.
С золотой медалью в руках Томпсон сказал:
— Мне повезло. Я хорошо выступил почти во всех видах. Чувствую себя намного лучше, чем ожидал. Сейчас мне требуется хороший отдых.
На этот раз Томпсон не добрал 80 очков до личного рекорда, установленного на первенстве Европы в Афинах. Впрочем, конечный результат был не слишком важен для Томпсона. Известно следующее его высказывание:
— Хорошо устанавливать рекорды, однако они теряют значение, если вы не можете победить на больших соревнованиях. Выиграю ли я Олимпиаду с суммой 7000 очков или 9000 — для меня это все равно. Победа превыше всего.